vasyukhin Влад Васюхин 22.06.21 в 09:00

О Бузовой даже не вспомнили…

#хрустальная_турандот #мария_аронова #владислав_гандрабура #кирилл_крок #марина_есипенко #олеся_железняк #владислав_миллер #сергей_женовач #евгений_миронов #дмитрий_крымов #театр_вахтангова #ленком #табакерка #мхт #театр_наций #мастерская_петра_фоменко #мхат #бузова

 

«Хрустальная Турандот», при всём почтении к старейшей театральной награде России, премия все-таки странная или политкорректнее сказать – загадочная. В этом году ей исполнилось 30 лет, и юбилейная церемония, состоявшаяся в музее-усадьбе Архангельское и собравшая «всю Москву», от Хазанова и Стоянова до Гаркалина и Миркурбанова, эту странность вновь подтвердила.

Имя китайской принцессы из сказки Карло Гоцци независимый знак отличия получил неспроста: для его учредителя и бессменного устроителя Бориса Беленького Турандот – символ театральности. Причем именно российской – вспомним знаменитый спектакль Евгения Вахтангова 1922 года. И неслучайно актеры Вахтанговского театра постоянно становятся обладателями статуэтки и, что логично, ведущими церемонии.  

На этот раз вахтанговцы унесли три награды: Мария Аронова и Владислав Гандрабура, мать и сын, стали «лучшим дуэтом» (в спектакле «Мертвые души» они вдвоем с блеском играют всех персонажей), директор театра Кирилл Крок отмечен как лучший театральный менеджер (эта номинация присуждалась впервые и получила имя бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, активно поддерживавшего людей театра), а Марина Есипенко удостоилась хрустальной фигурки за верность премии – актриса много раз была распорядительницей церемониальных торжеств.

Главная особенность «ХТ» в том, что у премии нет «конвертов и дрожащих рук», то есть номинаций. Имена победителей становятся известны только на церемонии. Другое отличие – всё очень туманно с экспертным советом и жюри, имен судей не найти даже на официальном сайте. В анонсе было сказано, что премия будет вручаться за два сезона, но де-факто отметили только самые свежие спектакли. К тому же, текущий сезон еще не завершился. И «Хрустальная Турандот», можно сказать, начала премиальный марафон.

За лучшую женскую роль сезона 2020/2021 отмечена звезда Ленкома Олеся Железняк (Голда в восстановленной «Поминальной молитве», напомним, что Марк Захаров поставил этот спектакль в 1989 году). За лучшую мужскую – 21-летний Владислав Миллер, самый молодой Хлестаков в истории постановки комедии «Ревизор». Поддержать его приехал руководитель Театра Олега Табакова и партнер по спектаклю Владимир Машков. К слову, при наличии такого большого количества великолепных актерских работ премии не помешала бы номинация «лучшая роль второго плана». 

Приз за лучшую режиссуру присужден худруку МХТ им. Чехова Сергею Женовачу, поставившему «Заговор чувств» Юрия Олеши. И это, пожалуй, самый спорный выбор –премьера была встречена довольно сдержанно. При наличии сильнейших конкурентов (назовем хотя бы Юрия Бутусова с «Пером Гюнтом», Миндаугаса Карбаускиса со «Школой жен», Алексея Бородина с «Горем от ума», Владимира Машкова с «Бумбарашем»  или Евгения Каменьковича с «Доктором Живаго»), победа Женовача не выглядит столь уж безоговорочной и ожидаемой.

Зато нет вопросов к работам, победившим в номинации «лучший спектакль». Их два: «Горбачев» в Театре Наций и «Моцарт. «Донжуан». Генеральная репетиция», Мастерская Петра Фоменко.

Получая приз, Евгений Миронов, исполнитель роли первого президента СССР, с присущими ему юмором и обаянием рассказывал с какими сложностями пришлось столкнуться из-за пандемии при создании спектакля. Чтобы поехать в Ригу к режиссеру Алвису Херманису, Евгений получал специальные разрешения аж от двух правительств, маялся в длинной автомобильной очереди и слышал от буфетчиц придорожных кафе, что «Миронов же умер». К тому же, большая часть репетиций проходила онлайн. Но игра стоила свеч! Спектакль пользуется бешеным спросом, а сыгравшие в нем Миронов и Чулпан Хаматова показали высший пилотаж.

Режиссер Дмитрий Крымов тоже рассказал о творческих муках: Евгению Цыганову, исполнителю главной роли в его спектакле о репетициях моцартовской оперы, не сразу удалось найти точный образ, но когда в какой-то момент это вдруг случилось, то было воспринято как необъяснимое чудо. Во время своeй благодарственной речи Крымов увидел на сцене «лишнюю» статуэтку, и тут же попросил у устроителей приз для Цыганова за лучшую роль. И никто бы не удивился, если бы этот приз дали! 

Интересная деталь: о главной возмутительнице театральной жизни столицы – Ольге Бузовой, дебютировавшей недавно на «святых подмостках» МХАТе им. Горького, никто из выступавших даже и не вспомнил.   

     

Автор фото: Юрий Самолыго

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 3
    2
    174

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.