Рецензия на фильм «Чернобыль»

#новые_критики #обзор_фильма #чернобыль #козловский #имхоч

Год: 2021

Режиссёр: Данила Козловский

В ролях: Данила Козловский, Оксана Акиньшина, Игорь Черневич, Николай Козак

 

Привет уважаемой публике!

Сегодня в меню замечательно прожаренный и аппетитный образец классического российского карго-культа – «Чернобыль» Данилы Козловского.

В новейшей истории России так заведено, что значительная часть вещей создаётся в качестве ответа на бусурманский вызов.  У американцев «Паккард» - срочно клепаем «ЗИС», у японцев появился «Тринитрон» - немедленно делаем «Горизонт», французы задумали «Конкорд» - куда ж мы без «Ту-144». И если в области материального мира эта философия худо-бедно работает, то в области культуры, особенно в постсоветский период, дело обстоит совсем плохо. Примеры удачных заимствований и классные клоны можно перечислить на пальцах одной руки, а в остальном отечественные творцы свято соблюдают важнейший принцип – сделать точно так же как за бугром, но в 10 раз тупее.

В течение последних 15-20 лет авария на Чернобыльской АЭС постепенно перетекла из разряда трагедий в категорию узнаваемых брэндов, поэтому «наш ответ HBO» был неизбежен. Данила Козловский, заняв режиссёрское кресло, должен быль снять хорошую, годную версию, с блэджеком и комсомолками, но… вышло как всегда. В случае «Чернобыля», воздействию бессмысленного и беспощадного русского креатива подвергся основной посыл одноимённого американского сериала: «какова цена правды?» И наш ответ на этот вопрос прост: «какая разница, Козловский такая душка!»

Итак, помолившись трансурановым элементам, начнём:

Первой жертвой маниакального желания авторов вырваться на первое место, хотя бы в области идиотизма, становится сюжет. 25 апреля 1986 года, Лёша, бравый капитан пожарной охраны в Припяти, случайно заходит в парикмахерскую и встречает там свою первую любовь Олю. Пара решает возобновить знакомство, гуляет, катается на колесе обозрения и ест советское мороженое за 15 копеек. Выясняется, что у Оли есть десятилетний сын, которого тоже зовут Лёша. И тут главный герой немедленно соображает – всё сходится, сын-то его.  Это всякие дебилы ищут хоть какие-то доказательства, делают тесты, проверяют слова случайной партнёрши, но зачем это Лёхе? Слова матери достаточно, и вообще, как нынче говорят, отец не тот, кто зачал, а кто воспитал.

Несмотря на то, что формально главный герой – настоящий супермен и чэд, на которого вешаются все девки Припяти, вместо того, чтобы охмурять толпы первокурсниц, он упорно добивается внимания уже сильно побитой жизнью РСПшки. Получается, что главный герой у нас по факту куколд, очевидно, это в наше время модно. Ольга, кстати, немедленно чует слабину и посылает боевого оленя лесом, после чего Лёха, как и положено настоящему сильному мужику, впадает в депрессию, вдрызг напивается и загоняет машину в кювет.

Тут позвольте процитировать незабвенного Веничку Ерофеева: «как там Нинка из 16й комнаты, Даян Эбан? – Куда ж она, падла денется, конечно Даян!» Что-то мне подсказывает, что Ерофеев отразил жизненные принципы нормальных советских (и не только советских) мужчин куда точнее, но Козловскому надо снимать «про любовь», поэтому Лёха мечется, угрожает «я больше к тебе не приду», психует, словом, ведёт себя как менструирующая школьница.

На следующий день происходит авария на ЧАЭС, Лёха, несмотря на то, что перевёлся из Припяти в Киев, прилетает на 4й энергоблок, всех там спасает, получает дозу радиации, попадает в больницу, но тем не менее продолжает бегать по городу, очевидно, с целью облучить как можно больше друзей и знакомых.  

Далее выясняется, что мальчик Лёша, издалека наблюдавший за ликвидацией последствий аварии, получил большую дозу радиации и спасти его может лишь некая клиника в Швейцарии, куда злобное коммунистическое руководство не хочет его отправлять. Тут я не выдержал, поставил фильм на паузу и с воем начал бегать по комнате. Козловский вроде далеко не зумер, и должен знать, что чего-чего, а ядерных технологий в СССР было навалом, а значит, существовала также и мощнейшая профильная медицина, в случае с Чернобылем представленная 6-й больницей в Москве, куда, кстати, в реальности в течение суток доставили всех тяжелобольных из Припяти. Не было в СССР пиетета перед западной медициной, особенно в такой специфической области.  Мало того, даже с позиций международного престижа не стало бы советское руководство отправлять кого-либо за границу, тем более в первые же дни после аварии.

Тем временем злобное КГБ хватает Лёху и тащит на оперативное совещание, на котором решается вопрос об откачке воды из-под АЭС с целью не допустить нового взрыва. На совещании все, кроме полковника СА, ведут себя как, по мнению зумеров, положено настоящим взрослым людям – орут, истерят, заявляют «я не пошлю своих на смерть», но услышав обещание КГБ выделить квартиру в Москве, 25 баранов и холодильник Rosenlev, немедленно переобуваются и бегут записываться в группу смертников. Немного поистерив вместе со всеми, Козловский просит КГБ в качестве оплаты отправить на лечение в Швейцарию его сына и отважно ныряет в затопленное подземелье, включает нужный насос, но мотор заклинивает и вся операция идёт насмарку.

Тем не менее КГБ выполняет обещание и мальчика спасают. Казалось бы, хэппи-энд, Лёха может хватать свою пассию и уезжать с ней в закат, но Оля и тут динамит своего оленя и в ответ на предложение показать сиськи картинно убегает. Лёха в расстроенных чувствах оставляет предсмертную записку в стиле «ах, как жесток этот мир, расти сына без меня», снова ныряет в радиоактивный кипяток, вручную открывает задвижки, собственноручно спасая всю планету и в итоге умирает от сверхдозы радиации.

Самое интересное, что вопрос об отцовстве так и остаётся открытым - а вдруг сын у Оли всё-таки от соседа по общаге и всё было зря? Словом, к Лёхе как нельзя кстати подходит поговорка «жил грешно, умер смешно».

Если вдруг ещё не ясно, сценарий представляет собой жуткий трэш, разбавленный маразмом, но одним сценарием авторы не ограничились. В качестве следующей жертвы своих извращённых тенденций они выбрали детали и реализм.

Начнём с того, что в погоне за лаврами «Чернобыля» от НВО, авторы решили включить в фильм политическую повестку. Сказать, что сделано это топорно, означало бы высказать им незаслуженную похвалу. К примеру, случайные персонажи постоянно подчёркивают, какой же Лёха молодец, что живёт не по правилам, причём вся эта жизнь «не по правилам» заключается в том, что как-то раз на пожаре Лёха бросил шланг, разделся до трусов и начал демонстрировать накачанный пресс бабам. Мне это немедленно напомнило серию «Южного Парка», где Картман насрал учителю на стол и заявил, я, мол, таким способом борюсь с истэблишментом.

Более того, советскую власть по фильму ненавидят даже её верные псы. Злобный КГБшник прямым текстом заявляет, что Система – это радиация, которая убивает всё вокруг и по-другому в этой стране не может быть. Он, видишь ли, и не хотел бы лично расстреливать директора АЭС, но что ж поделаешь, радиация заставляет. Ну что сказать, если даже у КГБ были такие настроения, неудивительно, что Союз развалился.

После такого захода смешными кажутся откровенные анахронизмы вроде того, что пионеры, готовясь к празднованию 1 мая, в провинции (!!!) танцуют брейк (!!!) под музон Grandmaster Flash на центральной площади, или тот факт, что едва ли не треть Припяти ходят в спортивных костюмах, джинсах и гавайских рубашках. Впрочем, понимая возможность обвинений в незнании истории, сценаристы сделали ход конём и крупным планом показали розу на рычаге КПП в Лёхиной «пятёрке» - после такого все зрители, от бумеров до миллениалов, прослезятся и забудут обо всём остальном.

Кстати, о каких-то особых спецэффектах или интересных, динамичных сценах, свойственных фильмам-катастрофам, говорить не приходится – всю экшн-часть фильма герои бултыхаются в грязном бассейне, призванном изображать затопленную часть АЭС и истерически орут друг на друга. С другой стороны, хоть не на айфон снимали – уже достижение для современного российского кинематографа.

Разумеется, можно возразить, что «Чернобыль» по своей сути не фильм-катастрофа, а история любви на фоне глобального бедствия. Но почему тогда тому же Кэмерону удалось создать шедевральный фон для романтики в «Титанике», а Козловский не сделал даже первого шага в этом направлении? Впрочем, вопрос риторический.  

Самое смешное во всей этой ситуации то, что авторы, будучи всё-таки русскими людьми и неплохо знакомыми с историей своей страны, могли бы абсолютно без каких-либо усилий и финансовых вложений выразить свои идеи в разы тоньше и изящнее. Кому, как не родившимся при развитом социализме, исследовать причины, побудившие народ отказаться от тысячелетних традиций и своей истории в пользу безумных теорий космополитических отщепенцев? Но для того, чтобы выяснить, из каких жутких глубин психологии масс растут корни коммунизма, надо обладать смелостью, а Козловский тупо зарабатывает деньги на брэнде «Чернобыль».

Учитывая желание догнать и перегнать американцев, некоторое количество клюквы и исторических неточностей авторам можно простить, но банальное перевирание событий выглядит как минимум глупо. К примеру, несмотря на многочисленные документальные подтверждения того, что «водолазы» в Чернобыле по факту попросту быстрым шагом прошли по подтопленному коридору, открыли задвижки и так же быстро вышли из заражённых помещений, не получив при этом смертельную дозу радиации, Козловскому надо для пущего драматизма обязательно убить главного героя, отсюда и все эти идиотские ныряния в кипяток.   

В итоге выходит, что у Крега Мэйзина и его команды из HBO получилось выразить свою политическую повестку в разы лучше, и, несмотря на некоторые клюквенные огрехи, создать куда более цельное и увлекательное произведение, и, что ещё важнее, куда более достоверных и правильно мотивированных персонажей.

На мой взгляд, виноват тут исключительно Козловский, точнее его эго. Козловского-режиссёра абсолютно не интересует сюжет, диалоги, реальность персонажей или достоверность сцен – ему главное показать Козловского-актёра в лучшем свете. Впрочем, с точки зрения бизнеса это вполне оправданный ход, поскольку основная аудитория фильма – девушки, остановившиеся в развитии на уровне 14-летнего возраста – пойдут в кино «на Козловского», наплевав с высокой колокольни на любые проблемы сюжета.

Причём как актёр Козловский далеко не плох, но его тщательно культивируемый образ смазливо-гламурного негодяя, прекрасно зарекомендовавший себя в «Духлессе» и «Академии вампиров», и замечательно заблёванный непереваренными мухоморами в «Викинге», абсолютно не подходит советскому пожарному. Почему, чёрт побери, comrade Legasov получился у англичанина Харриса в разы более достоверным, чем простой парень Лёха у русского Данилы?

Акиньшина талантливо изображает то ли дуру, то ли советскую прото-феминистку, основное занятие которой – либо истерически орать, либо вымораживать своего мужика. Игорь Черневич, играющий роль главного КГБшного злыдня, старается изо всех сил, но всё равно персонаж получается на порядок более гротескным, чем Щербина в исполнении Скарсгаарда. Единственный проблеск света – Николай Козак, которому досталась приличная роль советского полковника-водолаза.       

Кстати, о птичках. В интервью создатели фильма неоднократно подчёркивали факт того, что «Чернобыль» Козловского с ходу купил Netflix, что даст нам возможность показать буржуинам всю правду. Думается, что среднестатистический зритель нетфликса, посмотрев результат творческих мук Козловского, придёт к выводу, что если уж сами русские снимают такой бред про свою историю, то «Чернобыль» от НВО является попросту эталоном документального фильма.   

 

Итог: двухчасовая истерика Козловского на большом экране. Смотреть кому-либо, кроме влюблённых в Данилу дур, не рекомендуется.

 

ДАННАЯ ПУБЛИКАЦИЯ ВЫЗВАЛА В КОЛЛЕКТИВЕ РЕДАКЦИИ ПОЛЕМИКУ, ПРИВЕДШУЮ К НАНЕСЕНИЮ ТЯЖКИХ ДУШЕВНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ НЕКОТОРЫМ ЧЛЕНОРЕДАМ

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 42
    10
    401

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.