Alterlit

Рецензия на фильм «Гнев человеческий»/Wrath of Man

Год: 2021

Режиссёр: Гай Ричи

В ролях: Джейсон Стэтхэм, Скотт Иствуд, Джеффри Донован, Джош Хартнетт

 

Любителям хорошего кино – здравствовать и радоваться!

Иногда бывает, что приходишь в спортзал уставшим или просто морально не готовым, всё валится из рук, твой рабочий вес внезапно прижимает тебя к скамье, хочется плюнуть и закруглиться на сегодня. Но в какой-то момент, если удаётся разбудить в себе неуловимый и практически неидентифицируемый импульс, вдруг всё получается, уставшие мышцы забывают о боли и выжимаешь даже больше своего максимума.

В первые полчаса просмотра мне казалось, что нечто подобное произошло с Гаем Ричи на сьёмках его последнего шедевра. В первом акте «Гнева человеческого» режиссёр неожиданно и крайне удачно начал делать то, что 15 лет назад пытался сделать «Револьвером» - снять не криминальную комедию положений, маскирующую юмором, искромётным стилем и прочими изысками формы полное отсутствие содержания, а серьёзное, сложное и мрачное кино.  И надо честно признать, у него почти получилось. Ключевое слово здесь – «почти».

Развивая вышеупомянутую метафору, скажу, что Ричи уверенно снял штангу, контролируемо опустил её на грудь, бодро поднял до половины, и вдруг отказали трицепсы. Хорошо, что вокруг был народ, подбежали, помогли. Несчастья не произошло, а вот неприятный осадок остался…

Сюжет, несмотря на свою формальную простоту, развивается с помощью нескольких параллельных флэшбэков и захватывает с первой же минуты. Некий таинственный мужчина по имени Хилл устраивается инкассатором в компанию Fortico. Компания полгода назад пережила крупное ограбление, фирма потеряла 6 миллионов, двое инкассаторов и один случайный свидетель были убиты, поэтому руководство набирает новый персонал, усиливая охрану броневиков. Хилл, недавно прибывший из Европы и имеющий отличные рекомендации, как нельзя кстати подходит на роль третьего охранника в машине.

Тем не менее Хилл всеми силами старается не привлекать к себе внимание, показывая посредственные результаты вождения и чуть не заваливая тест по стрельбе. Он практически не общается с коллегами и кажется, что в компании Fortico его интересует совсем не приличная зарплата или бонусы. Всё меняется через три месяца, когда во время ограбления банда отморозков захватывает в заложники напарника Хилла и требует отдать им деньги. Хилл без каких-либо проблем отстреливает большинство бандитов, причём попадая всем точно в лоб, и допрашивает последнего из них, задавая всего лишь один вопрос: «кто навёл?» Ну а следующая банда, встретившаяся на пути Хилла и вовсе разбегается, едва увидев его лицо. Тут коллеги-инкассаторы начинают подозревать – что-то тут не ладно…

Параллельно развивается сюжетная линия об отделении солдат армии США, недавно дембельнувшихся и сидящих без работы. Ян - самый молодой и отмороженный из них – предлагает товарищам заняться разбоем и после нескольких ограблений домов они переключаются на инкассаторские машины. Одной из первых их целей становится фургон фирмы Fortico с 6 лимонами внутри. В процессе ограбления Ян, не справившийся с контролем заложников, вынужден убить их, а также паренька, случайно оказавшегося рядом. Отец этого парня спешит на помощь сыну, но получает пару пуль и впадает в кому на несколько месяцев.         

Разумеется, этим отцом был Хилл. Мало того, Хилл оказывается не просто гражданским лицом, а крутым бандитом, главой бригады, специализирующейся как раз на инкассаторских машинах. Он решает внедриться в компанию Fortico и вычислив наводчика, найти убийцу сына. Впрочем, как бандит Хилл явно не относится к честным ворам, поскольку первое, что он делает после выхода из больницы – идёт на поклон к ФБР, которые в качестве счёта к оплате за невмешательство выдают Хиллу список граждан, которых хорошо было бы убить для блага общества…

Казалось бы, такую заготовку сюжета попросту невозможно испортить. На ум немедленно приходит классическая «Схватка» с Пачино и ДеНиро (некоторые сцены скопированы оттуда один в один), но в отличие от Майкла Манна, Ричи, который выступил также в роли сценариста, рисовал широкими мазками и совсем забыл о деталях. Именно они сбрасывают фильм с кинематографического Олимпа. И если бы мы говорили о вселенной Marvel или картине уровня «Ментовских войн 19: Утюг против Бешеного», никто бы и не подумал заострять внимание на мелочах, но от Гая Ричи, который собаку съел в области взаимосвязанных деталей и чёткой сюжетной канвы, ожидаешь большего. Хотя куда уж там большего – хотя бы элементарной логики… поскольку начиная со второго акта сюжет неожиданно сворачивает в какие-то дебри.

Судите сами (и простите за спойлеры): выйдя из комы и получив благословение ФБР, Хилл со своей бандой ловит достаточно крупного грабителя и начинает пытать его вместе с женой, пытаясь получить интересующую его информацию. Грабитель в конце концов ломается и выдаёт людей, которые, возможно, что-то знают. Хилл благодарит невольного информатора, даёт ему 200 тысяч долларов (!!!) за причинённые неудобства и отпускает (!!!) на все четыре стороны. Тут я схватился за голову и вспомнил бессмертные слова Винсента Веги: «Джулс, если ты отдашь этому придурку полторы тысячи, я застрелю его из принципа». Да и о том, что пытки типа «слоник» не принято прощать, и Хилла и его людей теперь точно будут искать, Ричи не задумывается. Но Хилл на этом не останавливается – поймав банду, снимающую детское порно (на заднем плане в этой сцене, кстати, сидят три здоровые кобылы 17-18 лет). Хилл, как и положено пуританину, в праведном гневе расстреливает негодяев и приказывает своим людям отдать все захваченные в притоне деньги, а это 2,5 миллиона баксов, «бедным жертвам сексуальной эксплуатации». Тут уж я взвыл от восторга. Даже для США 2,5 лимона это вполне приличная сумма и сдаётся мне, что в реальности единственное, что получил бы Хилл от своих коллег в ответ на такое указание это истерический смех и пулю в затылок.  Не говоря уже о том, что шлюха, неожиданно обогатившаяся на 700+ тысяч, явно засветит деньги, попадётся налоговой и рано или поздно сдаст весь расклад ментам, а значит Хилла и его людей будут искать за убийство двух и более лиц, что даже в либеральнейшей Калифорнии карается смертной казнью. 

Несмотря на постоянные громкие заявления Ричи о том, что он мол сам из лондонского Уэст-энда и бандитский уклад знает не понаслышке, складывается впечатление, что характеры уголовников списаны Гаем прямиком с Бриана де Буагильбера и Роберта Локсли из «Айвенго». Очевидно, Ричи в принципе не в курсе, что бандитами становятся далеко не случайно и естественный отбор в данной области проходит строго определённый тип людей – жёсткий, рациональный на уровне звериных инстинктов, и самое важное, глубоко эгоистичный. Конечно, за сильным лидером бандит пойдёт и даже рискнёт своей жизнью/свободой, но только если лидер регулярно приносит банде прибыль. Если же лидер начинает чудить, насильственная ротация власти в банде неизбежна. Почему аристократ Киплинг 200 лет назад это прекрасно знал, а простолюдин Ричи – нет?  

Но, справедливости ради заметим, что не один Хилл ведёт себя как идиот. Банда армейского спецназа под руководством сержанта Джексона успешно конкурирует с ним – взять хотя бы тот факт, что сержант, который успешно провёл 12 лет в Афгане и соответственно, поднаторел в вопросах тактики, совершает классическую ошибку – хочет взять сразу 200 миллионов (кстати, куда он их денет, как думает отмывать?), идя на огромный риск, вместо того, чтобы проводить 1-2 спецоперации в год, практически безо всякого риска пощипывая по 5-7 лимонов. Ну и конечно, смешно смотрится тот факт, что когда на кону стоит астрономическая сумма, матёрые профессиональные убийцы не зачищают весь банк и даже толком не связывают охрану, что позволяет многочисленным секьюрити добраться до оружия и устроить перестрелку. Почему армейцы вообще позволили подать сигнал тревоги и вызвать полицию? В «дельте» не учили радиоэлектронной борьбе? Или хотя бы умению перерезать телефонные провода/взорвать сотовую вышку? Как можно оставлять трупы своих на месте преступления – полиция же в первую очередь пройдётся по их друзьям и родственникам. Словом, незнание сценаристами таких элементарных вещей безумно раздражает.   

Но, не будем только о негативе – ведь сам фильм, если не принимать во внимание зияющие логические дыры, снят первоклассно. Ричи, постепенно приоткрывая завесу тайны, покрывающее прошлое героя, своим мастерством напоминает Хичкока с его классическим «Психопатом». Каждый визуальный элемент фильма служит общей задаче, каждое ружьё на стенке стреляет. Тщательнейшим образом проработано всё – музыка, углы камеры, мрачный желтоватый фильтр. Лос-Анджелес на экране кажется настоящими каменными джунглями, регулярно сотрясаемыми разборками диких животных.  Диалоги выписаны филигранно, героям – простым работягам-инкассаторам и солдатам, веришь с первой минуты. Замечательно раскрыт конфликт поколений на примере банды армейцев, и мы всей душой чувствуем праведный гнев сержанта, узнавшего что малолетний дебил Ян на следующий же день после ограбления купил себе спортбайк за 30 тысяч баксов. Очень понравилось умение Ричи работать с хронометражем, ни одна сцена в фильме не затянута, каждая секунда экранного времени несёт смысловую нагрузку. Сцены ограблений и перестрелок сняты динамично и захватывающе, фильм смотришь не отрываясь – до первого всплеска абсурда.

Кстати, удивительно, и весьма похвально, что в наше время все главные роли играют белые, да к тому же ещё и гетеросексуальные мужчины. Мало того, они ещё и не делятся своими чувствами и не ходят по психиатрам. А Хилл так вообще сначала жёстко трахает Сильную, Независимую Женщину (ТМ), а затем пускает пулю в подушку в сантиметре от её головы и выбивает из неё нужную информацию. Даже не знаю, как вашингтонский обком такое пропустил, но ни одного СЖВ-момента в фильме не наблюдается в принципе.        

Актёры подобраны просто замечательно. Возможно, это лучшая роль Стэтхэма, поскольку нигде больше я не видел столь мощного и целостного образа. Стэтхэм в этом фильме – настоящий демон отмщения, олицетворение сфокусированной энергии и даже дыры в сценарии не мешают ему сиять. Скотт Иствуд достойно принимает факел из рук отца – Ян в исполнении Иствуда это современная версия Человека без Имени, испорченного смартфонами и дорогими лофтами, подзабывшего принципы кальвинизма, но ещё вполне узнаваемого. Джеф Донован как всегда прекрасен в роли нормального мужика, озлобленного жизнью и не дающего незаслуженной бедности сломать себя.  Джош Хартнетт, в последнее время выпавший из обоймы Голливуда, достойно возвращается, отыгрывая роль балагура и труса, тем не менее умеющего за себя постоять в критической ситуации.  

Итог: великолепная криминальная драма, снятая заслуженным мастером, тем не менее допустившим необъяснимые огрехи в логике развития сюжета. Просмотреть, несомненно, стоит, причём два раза – в первый раз в восторге прильнув к экрану, во-второй – хватаясь за голову и прихлёбывая красное вино.   

  • 4
    4

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться в системе. Зарегистрироваться
  • udaff

    Я посмотрел. Очень вкратце:

    • Фильм понравился
    • Очень характерный сюжет для Стейтема 
    • Гай Ричи тут не постарался
  • YaDI
    ЯДИ 10.06 в 02:17

    вчера посмотрел

    автор в своих претензиях чересчур придирчив, например:

    "смешно смотрится тот факт, что когда на кону стоит астрономическая сумма, матёрые профессиональные убийцы не зачищают весь банк и даже толком не связывают охрану, что позволяет многочисленным секьюрити добраться до оружия и устроить перестрелку"

    какой банк? какую охрану? они грабили инкассаторскую контору, эта рас, во-вторых, сколько их там, злыдней этих, человек шесть? а в конторе в отличие от банковской охраны и народу больше, и оружие практически у каждого сотрудника.

    "В «дельте» не учили радиоэлектронной борьбе? Или хотя бы умению перерезать телефонные провода/взорвать сотовую вышку?"

    даже не считая конторской дисптчерской, у каждого сотрудника как минимум мобила и рация, попробуй обруби всю связь. тем более грабители всего лишь бывшее воинское подразделение, а не адовые кулцхакеры, способные вырубить на раёне всех местных опсосов. ну и насчет "перерезать провода" (в наше-то мобильное время?) и"взорвать сотовую вышку" (кстати, скорее всего взрывом одной одной не обойдешься) вообще смешно - устраивать какие-то теракты со взрывами и, соответсвенно, стопроцентным поднятием на уши всех окрестных специально обученных людей, когда всю операцию нужно провести как можно быстрее и как можно тише?

    я думаю, просто поцоны взяли ношу не по себе, вся эта задумка с ограблением была изначально порочна. одно дело ограбить инкассаторскую машину, другое - теми же силами целую инкассаторскую фирму. причем обвинять в этом сценарий или режиссера наверное тоже не стоит, гай ричи легко отмажется - скажет, так и было задуманно, они же тупые штпздц, эти пиндосские вояки, хоть даже из "дельты"

  • Psychoscum

    ЯДИ Спасибо за Ваше мнение.

    Не соглашусь с Вашей оценкой.

    1. У грабителей был свой человек внутри банка (или инкассаторской конторы, не суть важно, ИМО, помещение где сейф с метровой дверью и 200 лимонов как-то несуразно называть конторой, но сути это не меняет.) Значит они знали, сколько внутри охраны (22 человека) причём часть вообще без средств бронезащиты (поскольку не на выезде), часть в простой броне 3 класса.  То есть тихо подловить значительную часть охраны и тупо зарезать их для тренированкых людей не является невыполнимой задачей. Опять же купить глушители и бронебойную аммуницию в США до сих пор не проблема, значит и первые перестрелки не должны вызвать паники.  В любом случае, Хилла должны были убить сразу после того, как он показался на камеру, их впустилив  банк. Зачем он после этого нужен? Но тогда бы и фильма не было.   

    2. Не надо быть кулхацкером, чтобы  знать основы систем связи. И да, тревожная кнопка часто дублируется по обычной телефонной линпп. 

  • capp
    Kэп 10.06 в 08:07

    фильм, как фильм. 

    стетхем*, как стетхем. 

    а вот гайричи уже явно не тот гайричи, которого мы любим, а очень даже крепко укушенный нетфликсом гайричи. 

    впрочем, как и весь наш любимый западный коммерческий кинематограф. 

    а глядя на иствуда джуниора, прекрасно понимаешь, что природе вообще насрать на всякие условности в виде национальной принадлежности, границ и былых заслуг, когда она отдыхает на детях. 

    стихия, матьеё...