Рецензия на сериал «Пищеблок»

#новые_критики #новыйсериал #пищеблок #имхоч

Год: 2021

Режиссёр: Святослав Подгаевский

В ролях: Пётр Натаров, Даниил Вершинин, Ангелина Стречина, Мария Абрамова

 

Пионерский салют читателям!

Рассматривая российские сериалы в перспективе последних 10-15 лет, начинаешь понимать, насколько глубоко российская культура интегрировалась в западную, получая в результате несколько жутковатого, но в целом, вполне приемлемого симбионта. Синтезируя элементы различных культур, основной стоящей перед авторами задачей является выбор лучших, а не худших аспектов, и именно успех в этой области и даёт в итоге смотрибельный продукт.

Спешу приоткрыть завесу тайны и сообщить, что создатели «Пищеблока» с задачей скорее справились, чем нет, вполне профессионально перенеся отличные голливудские наработки на отечественную почву. Мало того, используя наш национальный принцип матрёшки, авторы умудрились запрятать под внешней оболочкой трэша уровня Родигеса многие весьма годные моменты. Но, не будем забегать вперёд.

Концепция сериала проверена временем: выпустить жуткую тварь (Чужого, вервольфа, зомби, вампира, нужное подчеркнуть) в некую контролируемую среду и понаблюдать за действием, не забывая развлекать зрителя непритязательным юморком и эротикой. Для хорошего хоррора непременно требуется отдалённый и изолированный объект, без связи с цивилизацией и возможности быстро позвать на помощь.

Это создаёт логистическую проблему для продюсеров: с одной стороны, на тропическом острове снимать затратно, да и спутниковые телефоны сейчас вполне доступны (а значит изоляция условна), а сценарий зомби-апокалипсиса не даёт возможности усладить взор зрителя обтянутыми полупрозрачным материалом женскими формами, ибо некогда флиртовать, когда того и гляди загрызут.

Тут-то авторы и вспомнили, что всего 30-40 лет назад существовал обычай массово отправлять детей на лето в пионерлагерь. В советское время люди, а особенно дети, были непугаными, мобильников не было, дробовика в каждом доме – тем более, что в сумме даёт возможность злобным тварям развернуться по полной.

Так что по сценарию группа из примерно 150 пионеров едет в лагерь аккурат в канун Московской Олимпиады. Как и положено советским детям, в дороге пионеры развлекают друг друга жуткими историями о оживающих статуях и прочей нечисти, а зритель постепенно знакомится с главными героями.      

На сцену один за другим выступают абсолютно стандартные, но вполне выпуклые и живые образы детей – ботан-гик со внутренним стержнем, заводила-душа коллектива, хитрый подлиза, тупой дуболом, и соответствующие категории взрослых – обаятельный раздолбай-чэд, к которому липнут все пионервожатые, подленький первый секретарь комсомола, не одобряющий «добрачные половые связи» и верящий в то, что его крайне сочная невеста будет ждать полтора года (гы-гы), пока он получит квартиру, агрессивная девушка-недотрога, тайно мечтающая о вышеупомянутом чэде и даже пенсионер союзного значения.  

Сценаристы тем временем не тянут Ленина за бороду и уже к 30й минуте хронометража выясняется, что пионерлагерь управляется вампирами и по сути является гигантским пищеблоком для снабжения упырей свежей кровью – отсюда и название опуса.  Разумеется, ботан Валера и вожатый-чэд Игорь объединяют усилия, чтобы победить кровососов.

Говоря о стиле и визуальном исполнении сериала, мне, как человеку, заставшему самый конец Союза, придраться практически не к чему – атмосфера получилась очень родная, тёплая и ламповая. Пионеры и взрослые общаются между собой вполне аутентично, молодёжь постоянно читает – всё как надо.  Опять же, реквизиторы большинство своей карьеры провели явно не в студии Amazon Prime, поэтому очевидных проколов исчезающе мало. В частности, на мой взгляд, для 1980го на вожатых обычного лагеря No 136 многовато джинсов и замшевых курточек (чай не Артек), да и советские девушки, ЕМНИП, рисковали «аморалкой» за отсутствие бюстгальтера. Советские купальные трусики уж очень напоминают стринги, но, с другой стороны, иначе зрительская масса не смогла бы в полной мере оценить глубину и размах актёрского таланта Ангелины Стречиной (хорошие зумерши нынче пошли, ох, хорошие). Плюс ко всему меня, как ценителя попсы 80х, несколько покоробило то, что девчонки на вечере самодеятельности в 1980м повторяли танцевальные движения группы из клипа «Bananarama», хотя их кавер песни «Venus» вышел лишь в 1986м. Ну да простим авторам этом милый анахронизм, хорошо хоть советские пионеры не колбасятся под Rage Against the Machine. А, ну и разумеется, в пионерлагере есть пионеры-негры, потому что как же в наше время без них, родимых?   

Переходя к технической части сериала, похвалы заслуживает умение оператора пользоваться игрой света и тени, простейшие «пугалки» в виде резкой смены кадра смотрятся вполне свежо, а полёт камеры по узким коридорам пионерлагеря является прямой отсылкой к «Сиянию» Кубрика. Нельзя не отметить креативность создателей спецэффектов – советские вампиры умеют при необходимости включать\выключать сердцебиение, а вместо использования стандартных вампирских клыков, упыри под языком имеют специальную присоску. Тут уж возразить нечего, ведь для поддержания белизны клыков уровня Дракулы или Эдварда Каллена потребовалось бы неимоверное количество советского зубного порошка по 17 копеек, а как учил нас дедушка Брежнев, экономика должна быть экономной. 

Также любой ценитель классической фантастики и фильмов ужасов немедленно оценит чёткие и дерзкие заимствования у мировых мастеров. Каждые 15 минут в голову приходит мысль «так, где-то я это уже видел»: пионерлагерь построен на месте массовой братской могилы времён Гражданской войны и вампиры берут оттуда свою мистическую силу – эге, так это ж «Pet Sematary» Кинга! Вампиры постепенно проникают в тела пионеров и непонятно, кому можно доверять – ага, это же «The Thing» и «They Live!» Карпентера! Детей и учителей захватывает неведомое зло и они превращаются в унылых роботов – здравствуй «Class of ‘99» и «The Faculty»!  Ну и разумеется, главный герой – пацан, умеющий разговаривать с мёртвыми – «Шестое чувство», как же без него! 

При этом надо признать, что промышленное заимствование проводится так непринуждённо и уместно, что шалунов-креативщиков не хочется даже пожурить; в конце концов, как сказал Пелевин в своём знаменитом «t», в наше время тырят все.

Нельзя также не похвалить актёров и кастинг-директора – отбирать 10-12 летних детей на главные роли – сложнейший труд и таланты уровня Джоди Фостер периода «Таксиста» встречаются нечасто. Тем не менее, создатели сериала где-то умудрились откопать Петра Натарова, который играет роль ботана Валерки – перформанс замечательный и пацану явно веришь.  Даниил Вершинин и Ангелина Стречина в ролях влюблённой парочки пионервожатых хороши, а мрачный Тимофей Трибунцев в роли доктора-вампира вполне заслуженно внушает страх. Ну и разумеется, Ирина Пегова в роли отечественного аналога мамы Стифлера с честью несёт переходящий вымпел милфы.        

Но, от бочки слегка синтетического мёда перейдём к ложке дёгтя.  В наше время есть тенденции как ругать, так и нахваливать СССР, причём справедливость требует признать, что креатив обоих направлений чаще всего получается крайне топорным. Коммунизм, даже с точки зрения теории – глубоко античеловеческая философия, но критикуя его постулаты в прямом смысле на уровне песочницы, результат будет скорее противоположным желаемому.

Поэтому постоянное заигрывание авторов со смысловым рядом «пьющие кровь пионеры – пьющая кровь народа верхушка КПСС» или «укусил пионера вампир – ребёнок сразу влился в коллектив и потерял индивидуальность», формально не являясь ложью, упускает столько важнейших аспектов осмысления истории России, что по сути переводит коммунизм в категорию гротескных и соответственно, совсем нестрашных явлений. Невольно вспоминаются няшные вампиры-нацисты из «Хелльсинга» Коуты Хирано – этакие милые чудаки, сжигающие города из чисто рыцарских и сентиментальных соображений. Современные эмо-коммунисты, думается мне – продукт именно такого подхода к изучению истории.    

Впрочем, несмотря на публичные заявления авторов о том, что сериал в числе прочего представляет собой размышления о природе тоталитаризма, сдаётся мне, что советская эстетика была выбрана в качестве маркетинговой стратегии - в первую очередь из-за большого эмоционального заряда, который несёт этот период времени. 40-50 летние дяденьки ещё помнят, а зумеры видели в дискорде пост об манге про Сталина и довольны как сытая свинья, увидев портрет гражданина Бланка на стене.

ИЧСХ, стратегия работает: свою основную функцию – развлекать почтенную публику – сериал выполняет на крепкую четвёрку с плюсом.

Итог: весьма качественный и годный сериал, снятый по лучшим технологиям Голливуда. Если угодно, BMW Калининградской сборки, со слегка недопиленным салоном и экстрами, но бодрым мотором. Несмотря на некоторые философские недочёты - достойный образец жанра мистики/хоррора, ещё не «True Blood», но уже далеко не «Тайна перевала Дятлова». Детям-актёрам отдельная похвала, именно они часто вытягивают проект.

Рекомендую к просмотру.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 44
    13
    521

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Psychoscum

    Спасибо всем участникам дискуссии за их мнения. 

    Хочется ответить всем, но отмечу некоторые моменты - выражения "ты попал" (и куда хуже) к середине 80х вполне себе были в обиходе пионеров - лично помню. 

    В рецензии проводится параллель между бездумной коммерциализацией брендов различных тоталитарных режимов, а не самими режимами.

    Постмодернизм живее дедушки Ленина. Ибо что следует ЗА ним - пост-пост-модернизм?   

  • Psychoscum

    Lissteryka сочувствую. Но возможность кинуть всех и смыться как раз осталась пост-советскому пространству со времён СССР. 

    Не знаю как в РФ, но в ЕС на уровне директив  предусмотрена возможность кредиторам взыскать ущерб с членов правления банкротировавших предприятий. Разумеется, не панацея, но рыночек тем не менее даёт шансик. 

  • bbkhutto

    Александр Костин 

    не смешите. это уже давно в масштабах планеты. и речь была в данном конкретном случае не о банкротстве, если что. которое, если что, даже рядом не панацея от, поверьте. хосспади, да о чем я говорю 

  • Psychoscum

    Lissteryka Как Вам угодно. Для меня стакан всегда наполовину полон ;)

  • sevu

    "Лол", походу там не просто подтырено, а стырено всё:

    https://images.stopgame.ru/blogs/2021/04/18/c413x233/F9edtL-7BG__QT5V82FtvQ/b7SL0pv.jpg




  • Karl

    везёт Бахутычу на упорных..)))ыхххх

  • sevu
    Как??? Как вы можете рассуждать пра постмодернизм под отзывом на мемасный хавчик? Я тока полчаса сериал смотрю - уж оборжался: начиная  с "Короче,..." и пока заканчивая вьетнамским флэшбеком на пионерской линейке.


  • Psychoscum

    sevu Джонни, эти ублюдки научились прятаться повсюду!

  • sevu

    Александр Костин эт краздец товарисч, чую, шо не асилю этот сериал...И отзовик смело умолчал, что современные бредни в виде диалогов и всех разговоров киноделы втюхали под какие-то чукотские мотивы фоновой музыки, какбе для нагнетания саспиенса, а на самом деле скрыть какажку вроде рваного повествования под ещё более увесистыми лепёхами.

  • oldloki

    Иванов крут как ни крути ) Но дело не в этом. Никто не задумался над тем что книку и экранизацию нужно воспринимать как «лабиринт фавна»? Всё очень быстро станет на свои места.


  • Psychoscum

    Петроff спасибо за рациональный комментарий по существу.

  • sevu

    Петроff  эт как ? Как экзистинциальное гавно?