Alterlit
bitov8080 prosto_chitatel 24.05 в 10:47

Несчастная она баба(с) Фильм Ренаты Литвиновой "Северный ветер", драма, 2020г

#ветер_не_с_моря #матриархат #литвинова #кукушкин #северные_поля #софья_эрнст #новые_критики #imhoch

Мне иногда снятся сны, где я попадаю в большой, незнакомый дом со множеством комнат. Он довольно обшарпанный изнутри и дико неуютный, там встречаются кровати с отсыревшим серым бельем, старые стеллажи и полки, потрескавшаяся штукатурка и отошедшие от стен обои.

Однажды мне приснилось, что в одной из комнат стоит большая плита, и проводится кулинарное шоу, в котором ведущий - артист Николай Басков в блестящем синем костюме, а в участниках почему-то Анна Семенович с половником в руках. Басков, хорошо поставленным голосом, громко и весело что-то говорит, Анна наливает тесто на сковороду, и вдруг, стены комнаты сами как будто превращаются в печь и начинают медленно нагреваться, наливаясь красным, и я вижу, что в стенах много-много маленьких железных дверок, запертых на засовы. Становится невыносимо жарко. “Мы все сейчас сгорим!”, кричу я и выбегаю в соседнюю комнату, в которой нет раскаленных стен. А есть большое окно с тяжелыми бархатными занавесками с декоративными бежевыми шишечками. И старая, рассохшаяся рама, которая отчетливо шершавит мне ладонь, когда я хватаюсь за нее и изо всех сил дергаю на себя. 

Такие сны не частые, но они случаются, поэтому я сразу узнала этот огромный старый дом с длинными извилистыми коридорами, паутиной по углам, раскачивающимися в такт порывам ветра за окнами люстрами, наполненный странными людьми.

В доме живет богатое аристократическое семейство, почти всё состоящее из женщин. Глава клана Северных полей, так называет себя героиня Ренаты Литвиновой, Алиса, в самом начале сообщает, что сейчас в их мире царит матриархат. Отчего-то в её интерпретации это звучит, как ожидание сильных красивых мужчин, которых можно любить. 

У Алисы нет возраста, в этой семье никто не стареет. У Алисы есть взрослый сын Бенедикт, сестра Лотта, дочь Лотты, взрослая уродливая девушка с жирными боками и длинным носом, шикарная бабка в драгоценностях и мехах, бабкина приживалка, жена Бенедикта, бледная шизофреничка, по совместительству Софья Эрнст, оперная дива в черном платье и, наконец, Светлана Ходченкова в роли продажной артистки, готовой на все ради денег. 

Алиса-Рената ждет звонка. Она ждет его много, много лет. И всегда первая подходит к телефону. Но всякий раз на том конце провода оказывается не тот, кто ей нужен.

Ей нужен её мужчина. Он изображен на старинной, затертой до дыр фотографии. Эту фотографию Алиса прикрепила к причудливому сооружению с самотыком в ванной, в которую она иногда ложится прямо в платье, пьет шампанское, закатывает глаза и дрыгает ногами в атласных туфлях.

Иногда Алиса ложится не ванную, а на кровать и дышит неким газом, который подается из больших баллонов, словно их привезли из неназванного садового товарищества. Тогда она видит странное. Но никогда - его. 

Возможно, его не существует и вовсе, догадывается зритель к середине фильма. Догадывается, но продолжает смотреть.

 

Должна признаться, я не то, что не фанат Литвиновой, я видела её всего лишь в одной мною посмотренной серии “Таежного романа”, где она произносит сакраментальную фразу про “так и умереть на китайской границе, помешивая щи”. 

Скажу больше, существуют некие публичные персоны, не могу назвать их артистами, которые раздражают меня, чуть более, чем всячески, просто самим фактом своего существования. Так, слегка подбешивает Ингеборга Дапкунайте, актриса Юлия Пересильд неприятна сразу по фото, ну и Литвинову я начинала смотреть, готовясь озвереть от ужимок и жеманничанья буквально на первых минутах фильма.

Однако, сюрприз, этого не случилось. 

Литвинова играет саму себя. Да, в богатых декорациях, в шикарных костюмах. Но костюмы не скрывают возраста, точеные плечи стали чуть круглее, лицо устало той усталостью, которая не проходит, когда выспишься или полноценно отдохнешь, а голос иногда настолько переходит в старушачий визг, что прям начинаешь уважать актрису, которая не пыжится изобразить молодую девицу. 

Она вообще там не пыжится, она рассказывает и показывает историю бесконечного, непреходящего и безнадежного одиночества. 

Такого знаете, всепоглощающего. Неизбывного. 

Когда есть железная тётя-решала, мать семейства, рулящая проблемами детей, внуков, секретарей, слуг, антрепренеров, собак, самолетов, машин и оленей, но не в её власти решить только одно.

Сделать так, чтобы позвонил всего лишь один, нужный ей, человек. 

Глобальнее же, Литвинова показывает неизбывное одиночество и несчастье всех женщин, собранных под этой большой, заплесневелой крышей. Мне показалось, что истории её сестры, которая “никогда не знала, что такое оргазмы”, дочери сестры, которая выходит замуж за пластического хирурга, чтоб тот отрезал ей огромный нос и поместил его в банку со спиртом, а потом и вовсе “улучшил” по всем параметрам, жены сына Бенедикта, несчастной Софьи Эрнст, которая играет так беспомощно и ужасно, что хочется её придушить, что, собственно, с ней и делает героиня Ренаты, - все эти истории про одну и ту же женщину. 

У которой никогда не было и не будет любви, потому что просто нет рядом или вообще где-то в обозримом пространстве человека, которого можно считать мужчиной.

Все, что находится в поле видимости - это какие-то фигуры, носящие фраки, которых нужно утешать, защищать, ограждать, поддерживать, выслушивать и выпивать с ними, либо с кем приходится претерпевать и прогибаться, но никоим образом не наслаждаться и радоваться жизни. 

В психологии есть тесты, связанные с изображением дома. Огромный дом, стены которого с годами прорастают ветками елей и лиственниц, старинный паркет сплетается с корнями деревьев, а земля вокруг гниет и источает жуткий запах тухлых яиц - это внутренний мир человека, который уже знает, что в этой жизни все будет так, как оно есть сейчас. 

Остается только ждать. 

Ждать и надеяться, надираясь шампанским в умопомрачительных нарядах. 

А потом, поскольку состариться и умереть в этом мире не получается, потому что попросту не с кем, добавить в бокал пару таблеток яда и оказаться в другой жизни, в которой тоже нужно ждать и надеяться. Надеяться и ждать..

Рекомендовать фильм к просмотру могу лишь только заведомым и яростным фанатам артистки и дивы Литвиновой, а так же всем, кому нравятся мрачные сказки ни о чем. 

Остальным сие покажется скорее скучным, но мне, как можно догадаться, очень понравилось.

 

 

  • 9
    5

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bbkhutto
    Lissteryka 24.05 в 10:57

    на одном дыхании.

  • bitov8080
    prosto_chitatel 24.05 в 10:58

    смотрели??? прям очень хочется сравнить ощущения

  • udaff

    Только ты могла написать такой отличный обзор о таком необычном фильме. Который настолько максимально не мой - что фиг заставишь меня смотреть такое. 

  • bitov8080
    prosto_chitatel 24.05 в 11:03

    ну да, он вообще дяденькам так себе, мне кажется, не показан

  • bbkhutto
    Lissteryka 24.05 в 11:02

    я про ваш обзор)  фильм только собираюсь посмотреть

    так-то я все ее режиссерские работы видела - класс)


  • bitov8080
    prosto_chitatel 24.05 в 11:03

    а, спасибо)

  • hlm
    Аля К. 24.05 в 11:04

    Ждала и фильм и отзыв. И оба только порадовали. Литвинову нежно люблю с "Таежного романа" как раз.

  • bitov8080
    prosto_chitatel 24.05 в 11:09

    Вот "нежно любящим" фильм показан)

  • Karl
    Kremnev207 24.05 в 16:56

    Благодарю за публикацию. Рената интересна, но как женщина, загадочностью, шармом. Замах её режиссёрских работ  у всех её фильмов большой, но в итоге скука, ну на любителя.

    В Таёжном романе она хороша.

    Хороша, в беседах, в шоу и тд.