bitov8080 prosto_chitatel 09.05.21 в 09:18

День Победы!

Дорогие все, поздравляю вас с Праздником Победы, 9 мая. Этот праздничный ИМХОЧ посвящен событию, о котором я пишу с волнением. Так воспитана с детства, что кажется, я там тоже немного побывала, на этой войне, и это и мой праздник тоже. И наверное, так оно и есть. И не только мой, а и каждого из вас без исключения. 

Если подумать,  многие могут сказать, "мой дед прошел войну". Вроде бы сегодня уже 76 лет Победе, она все дальше, и свидетелей уже совсем мало, но для нас она никуда не отодвигается. Время идет своим чередом, но память по прежнему возвращает в те дни так, что кажется, слышен запах гари, крови и радости. Общечеловеческой радости, что наконец-то закончились это чудовищное, страшное время. В разрезе истории 76 лет это ничто, песчинка, проскочившая в узкое горлышко мировых часов. Наши деды совсем близко, это не какие-то неведомые персонажи из книжек, а обычные, простые люди, поднявшиеся и на своих плечах вывезшие непосильную, нечеловеческую ношу. 

 

Сегодня мы пришли на Поклонную Гору в Москве, в Музей Великой Отечественной Войны. Это очень красивое и очень большое пространство, и, пока я там ходила, все думала, как лучше построить блог, чтоб передать атмосферу без военных песен, звуков пикирующих бомбардировщиков, необозримости открывающихся панорам сражений и миллиона фотографий, которые смотрят со стен. Думала, пока в самом конце выставки не увидела стенд, где рандомно выбраны люди, совершившие свой личный подвиг, каждый из которых приближал май 45 года. Красивые или памятные картинки это прекрасно, но Победа - это прежде всего люди, поэтому я буду рассказывать о людях, перемежая истории тем, что было в музее. 

Ефимов Иван Иванович, паровозный машинист депо Горбачево Московско-Курской железной дороги.

Он родился в 1888 году в городе Белёв Тульской области в рабочей семье, стал железнодорожником и работал машинистом, когда началась война. Осенью 1941 года, при наступлении немцев, вывез со станции Белев десять составов с ценным эвакуационным грузом. Последний эшелон с боеприпасами, военной техникой и цистернами с горючим вывозил уже, когда в город ворвались танки захватчиков, а пути бомбили вражеские самолеты. Он получил шесть ранений, но истекая кровью, управлял паровозом.

Из его воспоминаний:  «Поезд отошёл от станции, и я старался набрать скорость. Тут налетели три фашистских самолёта и начали строчить из пулемётов. Меня ранило в ногу, ранило и Лобова – его рана оказалась смертельной. Крикнул я Косаревскому, чтобы быстрее подал уголь, но он не откликнулся. Смотрю – кочегар лежит в будке мёртвый. Остался я один у реверса и продолжал вести поезд. Фашистские самолёты всё вертелись над поездом и поливали огнём. Я получил шесть ран, из них три сквозные. Управлял паровозом, пока были силы. Поезд дошёл до Веженки. Груз был спасён. Меня отправили в госпиталь, потом эвакуировали в Сибирь». Товарищи нашли его в кабине машиниста в почти бессознательном состоянии, в крови. Но свой долг Ефимов исполнил до конца.

 Екатерина Трофимовна Колесникова родилась в 1907 году в Краснодарском Крае, но почти всю жизнь прожила в Симферополе. Она была замужем, у нее был сын Володя, которому в 1941 году было 6 лет. В маленькой квартирке с ними жила ее парализованная свекровь, они не смогли ее вывезти, поэтому семья не эвакуировалась. 1 ноября 1941 года город был оккупирован немецкими войсками, а в декабре того же года евреев Симферополя повели на расстрел. Екатерина Трофимовна случайно оказалась на улице, по которой колонна обреченных шла к месту расстрела. Вдруг она увидела, как какая-то девочка выскочила из колонны на тротуар и пытается смешаться с толпой. Екатерина схватила ее за руку и потащила за собой, она действовала инстинктивно, и только прибежав домой и спрятав девочку в шкафу, вдруг поняла, чем грозит ее семье этот поступок. Девочку звали Рина Фельдман, ей было 11 лет. 

Рина Фельдман, 50-е годы

 

В колонне, ушедшей на расстрел, были ее родители, Соломон и Мария Фельдман, и другие родственники. Екатерина Трофимовна, как могла, объяснила девочке, что если она хочет жить, ей придется прятаться, пока опасность не минует. Единственным местом в квартире спасительницы, которое могло служить  укрытием, был платяной шкаф, и именно в нем Рине предстояло провести следующие два с половиной года. За это время она ни разу не была за пределами квартиры. Маленькому Володе велели никому не рассказывать о «девочке в шкафу», и он всю оккупацию хранил эту тайну.

Анна Петровна Жаркова. Родилась в 1918 году в селе Русское Труево Пензенской области.

Когда началась война, она работала старшей стрелочницей на станции Алакуртти, рядом с финской границей. Работа эта была очень трудна и ответственна, особенно при отсутствии автоблокировки и централизованного перевода стрелок. Нужно было принять поезд с боеприпасами, боевой техникой и людьми, перевести стрелки, чтобы отправить эшелон в лесной тупик, обеспечить паровозу въезд-выезд из депо к поезду. Работа была круглосуточная, зимой и летом под открытым небом, в любую погоду, в Заполярье. Станция находилась фактически в прифронтовой полосе, с первых дней подвергалась воздушным налётам финской и немецкой авиации. Во время бомбежки была ранена в обе ноги, и истекая кровью, с поврежденными ногами, продолжала принимать и отправлять эшелоны. 

Дмитрий Иванович Забродин.

Был токарем высшего разряда. До войны работал на Ленинградском механическом заводе им. Карла Либкнехта. На фронте попал в 880-й стрелковый полк 189-й стрелковой дивизии. Во время одного из боев самостоятельно восстановил поврежденный пулемет и до подхода подкрепления полчаса отстреливался от наступающих гитлеровцев, не давая им занять стратегически важную точку. При авиаударе был ранен и контужен, отправлен в госпиталь на Петроградской стороне, там врачам пришлось ампутировать бойцу пальцы на обеих ногах. В сентябре 43-го Дмитрий Иванович вернулся на завод и встал к токарному станку. Выстаивать смену оказалось очень тяжело, тогда Забродин изготовил металлические пластины в форме ступней, так стоять стало значительно легче, и по окончании войны Дмитрий Иванович трудился на заводе еще сорок лет, каждый год 9 мая вместе с выжившими однополчанами приезжая к мемориалу «Пулковский рубеж».

 Нина Соколова родилась в Череповце в 1912 году — она была старшей дочерью в многодетной семье. В 19 лет девушка уехала в Ленинград и там поступила в институт водного транспорта на инженера-гидротехника.

В годы войны стала единственной женщиной-водолазом. Это был труд в строжайших условиях маскировки - немецкие позиции располагались на берегу Ладоги, с воздуха местность отлично просматривалась, и водолаз постоянно рисковал попасть под вражеский огонь, контузии от близких взрывов прямо в воде, скудный паек, постоянный холод и безостановочная работа в шторм и бомбежку.  Нина участвовала в строительстве "артерии жизни" -прокладке бензопровода по дну Ладоги в Ленинград. Ее личный рекорд - 644 часа под водой, то есть почти месяц. 

Аня Обухова , 11 лет. Жила Аня в одном из сёл Курской области. Отец ушёл на фронт, их село заняли немцы. В Анину школу притащили всех бойцов, взятых в плен и назначили день расстрела. Но Аня взяла саночки, пришла в школу и чудом, незаметно вывезла одного командира, укрыв его сеном, а позже спрятала в лесу. Аня наивно думала, что немцы не заметят пропажи одного пленного, когда их так много, но немцы заметили.

Не зная, кто помог командиру, пригрозили расстрелять всех жителей села. Тогда Аня пришла и сдалась сама. Её фотографии не сохранилось, есть фотография памятника детям, погибшим в годы войны, и кажется, что это именно Аню изобразил скульптор. 

Виктор Иванович Чукарин, родился в 1921 году в Донецкой области. С детства увлекался плаванием, футболом и греблей.

Воевал двадцатилетний доброволец недолго, в бою под Полтавой он был ранен, контужен и оказался в плену. Он прошёл через 17 немецких концлагерей, включая Бухенвальд, перенес многочисленные пытки, непосильный труд, болезни, голод. Последние месяцы войны Виктор провёл в лагере на севере Европы, в первых числах мая 45-го, когда уже пал Берлин, узников лагеря загнали на баржу и бросили в море. Судно, носившееся в море по воле волн, перехватил английский сторожевик, спасший их измученных узников от смерти. Это было настоящее чудо.  Виктор Иванович не только выжил, но и вернулся домой, и после таких чудовищных испытаний смог не только восстановиться, но и в 1952 году на Олимпиаде в Хельсинки завоевать 4 золотые и 2 серебряные медали, на Олимпийских играх в Мельбурне в 1956 году выиграл 3 золотые, серебряную и бронзовые медали. 

А это мой дед, Виктор Иванович Борисов. Родился в Саратовской области, там его родителей раскулачили и сослали за Урал. Когда началась война, ему было 17 лет, ушел на фронт добровольцем. Воевал в артиллерии наводчиком орудия. Отличался феноменальной меткостью, за что командир ценил деда, как зеницу ока.  Прошел Курскую дугу, Сталинград, победу встретил в Кенигсберге.

Существует семейная история, больше похожая на сказку, которая, впрочем, объясняет, как мои родственники очутились в Киргизии, куда я в детстве ездила к бабушке на каникулы. В мае 45, когда праздновали Победу, в часть пришло поручение, сопровождать в Москву некую дамочку и ее чемоданчик. Дед взял под козырек, сопроводил, что там в чемодане было, не знал и не интересовался, доехал благополучно до столицы, дамочку с чемоданом доставил по адресу, отбыл обратно.

 Вызывает его к себе командир и говорит, мол, Витя, мне наш полковой особист сказал, что на тебя разнарядка после командировки с чемоданчиком пришла, что-то там такое было, что сопровождающего требуется того.... Но так как я люблю тебя очень и ценю, как боевого товарища, то прям сейчас собирай-ка ты манатки и вали быстрее куда подальше. 

- Куда же я свалю?, - растерялся дед.

- А ты найди на карте самое глухое место и езжай, вот хоть бы в горы какие, - подсказал боевой товарищ. Тогда дед собрал какие никакие свои вещи и свалил ну очень далеко - на Тянь-Шаньские хребты. Завербовался в геолого-разведочную партию. И облазил все горы вдоль и поперек, ища полезные ископаемые, золото и руду. В дороге  познакомился с моей бабушкой, так что у моего папы в паспорте местом рождения стоит:

Тянь-Шань, экспедиция номер пять.

А здесь в центре мамин дядя из Томска, сибиряк. Воевал, пришел домой без ноги. Ту родню не знаю, все рано умерли, а деда застала вполне себе бодрым и живым.

 

Вечная всем им память и низкий поклон. 

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 22
    10
    145

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.