bitov8080 prosto_chitatel 29.06.20 в 11:36

Ольга Погодина-Кузьмина. "Уран"

Перейдем к дням сегодняшним. Книга из короткого списка номинантов на премию Нацбест-2020

Ольга Погодина-Кузьмина, “Уран”

#imhoch #книги #уран #нацбестеллер

В Советской послевоенной Эстонии главный специалист Гаков и его многочисленные вольные и невольные помощники возводят город -мечту вокруг секретного уранового производства. Только что отгремела страшная война, умирает Сталин, в лесу прячутся эстонские "лесные братья", убивают людей, грабят поезда и  магазины, рядом с этим живут свою суровую жизнь заключенные колонии.

Роман построен так, что  главного героя нет, есть множество персонажей, каждый из которых раскрывается по ходу повествования, вплетая свою судьбу в общую канву этого как бы детектива. 

Как-бы-детектив с вполне логично закрученным сюжетом, несколькими убийствами, интригой и развязкой, на самом деле стремится подняться над этим жанром, и стать полноценной многомерной историей про “холодное лето пятьдесят третьего”

Уран отлично усваивается.

Это первое положительное впечатление.

Второе впечатление - написана книга совершенно, простите, примитивным языком, как будто автор наизусть выучил Ильяхова "Пиши, сокращай", и сократил там все, что возможно, оставив редкими вкраплениями метафоры, обороты и сравнения.

Когда читаю, всегда отмечаю про себя, какие эмоции вызывает не только сюжет, но и построение текста. Кружево, которым плетется повествование. Порой, что редкость у современных авторов, я думаю с дикой завистью - вот же зараза, как он (она) так смогли, ну вот как? Разберем построчно, по словам разберем, вроде все слова известны, бери, да составляй их так же, в чем секрет? Но увы, понимаешь, что секрет тебе этот недоступен, и ты вот так вот повторить точно не сможешь, и читаешь в благоговении каком-то, и счастье тебя так и переполняет. 

Здесь не благоговение литературному таланту, здесь уважение скорее к человеку со стальным мозгом. Эта книга не про эмоции, а про интеллект.

Автор(ша) замыслила, как мне кажется, беспроигрышный, крепчайше скроенный, объемный многомерный шах и мат не читателю. Нет. Это слишком просто для мегамозга. Шах и мат издателям, а главное -  продюсерам сериалов и фильмов.

На протяжении чтения не отпускало ощущение, что я читаю сценарий сериала.

Хорошо это или нет, не знаю. Книга  держит, образы прописаны отлично, читать интересно, хочется узнать, что дальше, но литературная обработка этого сериала порой не восхищает, к сожалению, а удивляет, мягко говоря

"Хвост самолета, прободавшего земную твердь в последнем судорожном соитии" - это из сна, который отражает мысли инженера по фамилии Воронцов. Ну то есть, сон снится Воронцову, значит, и метафоры принадлежат ему. И выглядят, мягко говоря, странно

«Хоронила войну… наваливая газетные передовицы»

«Сомнения не разрешились – но причиняли еще большее беспокойство»

"Землю, пропитанную гнилостной спермой войны» (с) -

эти жемчужины слова редко, но попадаются в ровном, как доска, сухом, безэмоциональном изложении, например, таком:

Да, страдание. Вот кончилась война, а человечество уже готовит новую войну, еще более разрушительную. Великие изобретения, результат напряжения лучших умов, гигантские трудовые ресурсы, жизни человеческие, как уголь в топку, бросаем на создание новых способов массовой смерти. Десятая часть этих усилий, пущенных на развитие, превратила бы землю в счастливый, цветущий край. Ради чего? Ради будущего.

И тут уж не свернуть скалу безоглядной веры. Дети, юношество, молодежь – для них дворцы культуры и спорта, парки и набережные. Ради их счастливой жизни огромный труд и напряжение лучших умов, все изобретения и новшества. Ради племянника Павла, ради своих Максима и Верочки, для всей советской звонкой мелюзги он строит город-сад, прекрасный и надежно защищенный от врагов.(с)

Должна ли книга  приносить людям радость? Быть, простите за высокопарность, источником света, проводником добра, вызывать некие движения души, заставить задуматься, спорить, возможно, переоценить что-то? Чтобы в процессе чтения  невысказанная, но явственно ощущаемая потребность настойчиво причинить добро, вдруг нашла точку своего применения, и вот ты стоял дурак дураком - смурное, унылое, скучное, бесполезное говно-  а тут, впитав в себя буквы с электронных страниц, вдруг засиял лучиком неизбывного света и пожалел кого-то, спас котенка, купил старухе хлеба, позвонил родителям, подтянулся десять раз, что-то да сделал полезного для себя и общества.

Чего или кого мне стало жаль в процессе чтения?

Времени, причем, не своего

Стало  жаль времени небесталанного автора. Это вы понимаете, надо же было сидеть в архивах, поднимать такие горы исторических справок, хроник того времени, подшивок, слов очевидцев. А если она сама ездила в Эстонию, а? Я бы на ее месте непременно бы поехала.

Туда, где желтые величественные дюны и синее, "нарезанное квадратами окон" (с) еще недостроенного дома, глубокое безмятежное небо, под которым в том самом недостроенном доме на мешках с известкой ебутца, да простит меня высший свет в кринолинах, двое мужчин, заключенный -лагерник Ленечка Маевский и советский инженер Воронцов.

Там вообще все ебутся, либо собираются, либо уже, но все это хорошо и ничем не задевает многомудрый мозг читателя. Но почему-то вся описываемая движуха, и шпионские игры, и лесные братья, и разделившийся на три ипостаси шизофреник немецко-британский засланец, и таинственные ритуалы некоего культа с раздетой жрицей в короне, и скучнейшие зубодробительные описания мыслей и подробностей уклада жизни советской номенклатуры, не вызывают ни малейшего отклика в сердце.

Когда только начала чтение,  думала, автор затаил суровый холодный и циничный замысел. Написать сценарий сериала и задвинуть его как роман, одновременно дуплетом убив двух, а то и хрен знает, сколько зайцев.

Но ближе к концу в душу закралось подозрение. А что, если вся эта длиннющая и лихо, нужно отдать должное, закрученная тряхомудия, затеяна только лишь ради вот этой сцены?

Когда сомлев от зноя, на мешках извести в комнате спит Ленечка фраер , а инженер Воронцов, страдая от сомнений, голоса разума и прочей наносной мешанины, помимо своей воли взлетает на третий или какой- то там этаж, и склоняется над уркой, разглядывая его татуировки, которыми испещрено все тело. Инженер раздувает легкие, не зараженные неизвестным на тот момент вирусом, трепещет ноздрями, и, разбуженный этими  флюидами страсти, Ленечка хватает инженера и "понимает, что нужно ловить момент нагибать, хватать и давить его, пока есть возможность" (с) 

Они там половину лета нагибают и хватают, но, ребят, я такое читала в первой части Упыриных "Славянские отаку" и до сих пор помню, что после подробностей про бутылку в заднице, мне хотелось реально отжаться десять раз и позвонить маме, а значит, автору удалось делать ЭТО.

Хватать и нагибать читателя, и бросать и низвергать, а потом снова доставать и так неплохо курощать,одним словом.

Сейчас вот я не очень понимаю,  что это было и зачем я узнала, что в Эстонии была урановая руда.

Возможно, тому есть объяснение.

-- Зачем, сукаблядь? , - говорит мне властная и слегка обветренная эстонскими ветрами Прибалтики, Ольга Погодина и немного Кузьмина, - 

А затем,  мещанская тварь, что не далее, как вчера вечером ты страдала и не могла от того факта, что у тебя засохла ланкомовская тушь. Плюешь на нее. Трешь ее. Хоть бы хны, не красит. Все, закончилась. А еще из-за чего страдало твое маленькое инфантильное сердечко, признайся? Из-за того, что увидела фото пустой Москвы и поняла, что соскучилась по городу, до слез соскучилась по метро, по улицам, домам, по воздуху. 

А вот у меня,-  говорит властная, подкованная фактами советского послевоенного быта, Погодина в кровавом плаще, -  у меня люди котлеты из человечины продавали на базаре и за это за решетку загремели, поняла. Москву ей надо. 

А вот у меня девочка Эльзе эстонская подружилась с советским пионером Пашей, и прятала под подушку фотки столицы. Вот тех самых улиц, по которым ты так скучаешь, но ты через какой-то максимум месяц, ок, два, ну три, туда поедешь и все увидишь своими глазами, а Эльзе попала на допрос, убили ее братьев, ее саму убили. В душе, что-то ведь умирает, когда твоя мать превращается в страшную старуху и ведьму, когда тебя избивают резиновыми дубинками, и никогда, никогда Эльзе не увидеть ту сказочную страну ,которую она нарисовала в своих детских фантазиях.

- Что говоришь, мразь? Тяжело вам? Бгооо, - смеется совсем уже повеселевшая Ольга....

 

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 2
    2
    126

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • imhoch

    О романе Уран, многослойном детективе с шизофрениками, эстонскими лесными братьями и заключенными колонии

  • hlm

    Хлестко и наотмашь