bitov8080 prosto_chitatel 14.09.20 в 09:34

В. Пелевин "Непобедимое солнце"

"Непобедимое солнце". Виктор Пелевин

 

#Пелевин #Новинки #Грета #Трамп #imhoch

 

Как люди покупают книги? Те, которые в блестящей обложке с красным ртом и хрустящими бумажными страницами.

Наверное, либо очень ждут выхода именно этого романа, тогда не скупятся на два тома в семьсот страниц, либо читают предисловие, чтобы понять, о чем пойдет речь. 

 

Из аннотации узнаём, что в книге будет про Сашу, тридцатилетнюю московскую блондинку, которая уезжает искать себя и смысл жизни, пообщавшись на индийской горе Аруначале с Шивой.

 

В принципе, мне бы хватило уже такого описания, чтобы сэкономить своё время и деньги, но издатели идут дальше и добавляют: в путешествии Саша встретит историков-некроэмпатов, римских принцепсов, американских корпоративных анархистов, турецких филологов-суфиев, российских шестнадцатых референтов, кубинских тихарей и секс-работниц (с)

 

Кто хочет читать такое, тот не я. 

Но допустим, вы не я и все-таки решились. Тогда, держитесь, потому что первые страниц сорок книгу хочется взять и выкинуть в окно.

Просто в досаде на товарища Пелевина, который зачем-то заманил вас красным ртом блондинки, но никого, хоть сколько-нибудь напоминающего молодую девушку тридцати лет, не предлагает. 

Там есть некто или, возможно, даже нечто.

Сущность, в уста которой автор вкладывает придуманные им тезисы относительно всего, что нынче происходит в мире, и, как мне показалось, даже не пытается приблизить всё это к художественной литературе. 

Получается набор манифестов и готовых мемов, которые вы покупаете, чтобы тут же записать на подкорку и выдавать за свои мысли где-нибудь в кругу менее просвещенных друзей.

Но ведь не может автор все это делать всерьез? В смысле, он правда считает читателей такими ослами или издевается? 

“Интересно, думала я, есть у моих продвинутых сверстников какой-то, так сказать, духовный консенсус? В общем, да. Такая смесь из разжеванной в кашицу квантовой физики сознания, пастеризованных буддийских и индусских практик, психоделического шаманизма-лайт и смутного “виаризма”: веры в то, что весь наш мир - это виртуалка, кровавая VR-игра для извращенцев из другой Вселенной...Причем интересно, что подобная панорама реальности не вызревает самостоятельно в каждой отдельной голове, а транслируется в уже готовой расфасовке через весь поглощаемый нами энтертеймент. Мы считаем, что едим котлеты, а котлеты постепенно становятся нашим мозгом и думают вместо нас”(с), - скажете, какой-то мутный замес из прокисших щей прошлого десятилетия? Нет, это девушка Саша думает своими котлетами, собирая сумку в путешествие, на которое ей отсыпал папа-макаронный магнат.

 

Успев за сборами подумать о том, что “мы сегодня все такие - вместо того, чтобы инвестировать в носители типа религий или компакт-дисков, просто юзаем сервис типа “дизера” или “осознанности”. Такой нетфликс духа, где все без исключения подписаны на индивидуальную избранность..” (что, блядь?), - Саша отчаливает в Стамбул.

 

Где попадает в храм имени Святой Софии, а затем на яхту к загадочной супружеской паре, хранителям черного, как антрацит, камня “размером с небольшой холодильник”, с помощью которого можно управлять миром. Но это выясняется не сразу. Сначала, присутствующая на яхте молодежь курит траву с эффектом небольшого пожара в высохших торфяниках, потом Саша вступает в мистическую сексуальную связь с заявленным в аннотации “историком некро-эмпатом”, и вся движуха, разумеется, перемежается длиннющими диалогами эмпата и типа-девушки-Саши, которые выглядят приблизительно так:

-  Сегодня ты уже не можешь всерьез бороться с истеблишментом, - сказал он, - потому что менеджеры нарратива облепили его периметр всеми этими милыми котятами с болезнью Альцгеймера, израненными черными подростками и так далее. За живым щитом прячется создающая нарратив бессовестная мафия, но ты не можешь плюнуть в ее сторону, не попав во всех этих Грет..

- При чем тут Грета?

- Совершенно ни при чем. В том и дело, что человеку, который хочет плюнуть в элиту и истеблишмент, поневоле приходится плевать и в Грету, потому что истеблишмент оклеил ее портретами все стены и двери..(с) и так далее.
 

Это должно вызывать ухмылку? Веселить? Восхищать? 

Нет ли у вас ощущения, что диалоги и мысли девушки писала даже не бригада отравленных мухоморами литературных негров, а нечто неодушевленное, железная болванка ака искусственный интеллект?

Но компьютеры в стендап пока ведь не умеют, поэтому на мой вкус выходит не очень задорно.

 

Скорее, они умеют в закрученный сюжет, интригу, загадку. Этого в книге достаточно, нужно отдать должное.

Историка-эмпата убивают какие-то бандиты вроде бы из соседней Сирии, но это не точно. Полиция теряется в догадках, девушка Саша, не обременяя себя лишними эмоциями (здесь вообще все как-то не сильно эмоционируют, что и верно, пиш машинки не плачут), продолжает путешествие.

Теперь у Саши есть вполне конкретная цель.

Как объясняют встреченные ею типа-люди, всё сущее— результат работы “центрального проектора”: “Включая нас с тобой, этот разговор и даже само наше измерение. Названий у него много. “Камень философов” — одно из них. Другое — “фонарь Платона”. Третье — “шарнир реальности” или “Непобедимое Солнце”(с)

 

Запускает же умирание мира и его воскрешение, но уже в другом виде, особенный человек с помощью танца.

И Саше нужно найти этого особенного человека, чтобы тот станцевал перед Камнем и все пересоздал или свернул в небытие, а на кой черт нужно что-то пересоздавать, это вы меня не спрашивайте, потому что и так же очевидно, - чтобы на две книги растянуть перфорированный лист измышлений автора на всевозможные животрепещущие темы, замкнув историю на чем? 

Смотри, опять же, аннотацию:

 “Какой стала Саша после встречи с тайной, вы узнаете из книги. Какой стала тайна после встречи с Сашей, вы уже немного в курсе и так”

К гадалке -некроэмпату не ходи, понятно, что про вирус. 

“Пока мало информации. Но похоже, отличается от плохого гриппа в основном хорошим пиаром. Под который всех обдерут как липку и спишут всё, что украли. Серьёзные люди сжигают бухгалтерию в мировом масштабе”

 

Шестнадцатого референта будут звать Леша, впрочем, без разницы, как его зовут, и что он из себя представляет, важно лишь быстренько законспектировать его речугу -как бы- беседу с Александрой. 

 

-  Ну да, - сказала я, - есть такое. Но это не вся наша история.

- Вся. Даже слово “slave”, раб, происходит от латинского “славянин”. Оно означало славянского пленника- восьмой -десятый век, набеги Священной Римской Империи, огромные массы захваченных в рабство гражданских лиц. Это еще до татар. Мы были неграми до того, как это стало модно - славянские рабы котировались в Западной Европе так же высоко как сегодня русские жены. Но никаких репараций, никакого политкорректного запрета на слово “slave”, куда более обидного, чем любой “fag” или  “nigger”, вы не дождетесь. Зато пятая колонна, всякие гей-славяне, работающие на подхвате у цивилизации уже лоббируют политкорректный запрет на слово “негр”. Или раскручивают плач разных зулеек о том, как русские раскулачивали татаро-монголов.
Поплачут, поплачут, а потом возьмут и отсудят у нас в Гааге пятьдесят миллиардов. И платить будут не зулейки, а опять мы из своих налогов
(с)

 

Виктор, а почему бы просто не изложить свои мысли где-то на публичной площадке? И про феминизм, и про геев с Трампом, про истеблишмент, налоги, Грету, глобальное потепление и вирус - ну другие-то люди имеют совесть не запихивать всё это в два тома и продавать по восемьсот рубликов за комплект. Нехорошо же как-то. 

Или хорошо, потому что ваши грибы все ещё лучше, чем у других писателей? 

 

Расскажу, пожалуй, что в дневнике соображений автора Пелевина об окружающем мире и делах буддийских монахов, до которых, простите, дела никому нет, оказалось хорошего лично для меня.

Если у вас в детстве был опыт чтения книг, в которых половина была ужасно интересной, а вторая половина - просто вусмерть непонятной и скучной тягомотиной, то сейчас вы меня поймете. 

“Мастера и Маргариту” я прочитала первый раз, кажется, классе в шестом. Все, что касалось приключений знаменитой колоритной компании под предводительством Воланда в наши дни, меня чрезвычайно занимало, что же до частей  про Понтия Пилата, Иешуа и прочие белые камни старины, я смело пролистывала, понимая, что мои котлеты еще недостаточно подрумянились для этого текста. 

Тоже самое с “Войной и Миром”. Интриги, любовь и бАлы с платьЯми прелестных дам проглатывались влет, а вот батальные сцены, а уж особенно ужасные письмена в три листа французских букв с переводами на русский, увы, были пролистаны и преданы забвению.

В книге про Солнце, если вы мужественно выдержите бомбардировку Сашиными мыслями, начнутся вставки из жизни мальчика - подростка времён Римской империи третьего века нашей эры. Мальчик мужает и становится тем самым римским принцепсом, что танцует, заставляя Камень оживлять статуи и менять ход истории. 

Голос из глубины веков звучит, словно прекрасная старинная мелодия, наверное, потому что здесь уже сложно намалевать плакат про Грету, Трампа или феминизм: 

 

- Варий, - сказал Ганнис за ужином, - нам сообщили, что Макрин посылает в Эмесу преторианцев. Они будут здесь через несколько дней. Ты понимаешь, зачем?

Я кивнул - и попытался запить вином холодный комок в центре живота. 

- Тебе полагалось бы упражняться еще несколько лет, - продолжал Ганнис, внимательно на меня глядя. - Но теперь у нас нет времени. Нас просто убьют. Тебе придется танцевать перед солдатами завтра днем. 

- Перед какими солдатами? Теми, которых прислал Макрин? 

-  Нет, -сказала моя бабка Меса. - Перед солдатами Третьего Галльского. Но твой танец должен действовать на всех солдат без исключения. Иначе, какой в нем смысл? 

В эмесском храме Солнца был внутренний двор с колоннадой. Он делился на две части, большую и малую. В большую пускали всех; возле стен стояли лежанки для тех, кто хотел провести в храме ночь. 

В малую разрешалось входить только жрецам -там, возле торцевой стены, стоял укрытый навесом Камень,  окруженный священными знаменами. Его можно было созерцать, но не трогать. подойти к нему слишком близко считалось святотатством - его охраняли вооруженные стражи (с)

 

Все в мире -не то, чем нам кажется.  Мир спасет женское начало.  Два лейтмотива книги на самом деле выглядят, как неискренняя попытка автора  ̶с̶р̶у̶б̶и̶т̶ь̶ ̶б̶а̶б̶л̶а̶   выступить в духе текущей повестки.

Но я прочитала книгу и ловлю себя на том, что мне не хватает ее. 

Я хочу читать и возвращаться к оставленной на полуслове открытой сказке, отмахиваясь от мемасов, медитаций и духовных поисков себя, как от назойливых мух.

Римского принцепса убьют, все погибнут, Саша поедет на Канары, потом на Кубу, потом автор делает смачный БАХ!, и нас выбрасывает в очередной ретрит в Таиланде, где девушка сидит в позе лотоса, задумчиво вопрошая самое себя, а не приснилась ли ей вся эта история?

 

Читатель делает ...эээ...мм….

Пелевин изрыгает очередную банальность .

И только гибкая фигурка мальчика, с щедро намазанным косметикой лицом, продолжает свое бесконечное вращение 

 

 

 

 

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 7
    5
    197

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • upir-lihoy

    Ну, бывает Пелевин, да. Я не любитель.

  • capp

    ну да, пелевин известный мемопизд. 

    покойный витольд говорил, что пелевин даже у него пиздил мемы. 

    но его гонево (пелевина, не витольда) отлично подходит для аудиоформата. 

  • capp

    ну да. 

    года два уже.

  • capp

    а может и три. 

    в этих сраных интернетах ход времени странен и зыбок.

  • Ptichkina1
    Вы простите, что случайно посмотрела страницу комментариев и увидела РобЗомбечку и увидела о чем он пишет. Пусть земля будет пухом для Вито. Я не знала. РобЗомбечка береги себя всегда. Я хотела тебе недавно скинуть слова песни в переводе. Там поётся о том, что душа переселяется. Но кому останется разорванная душа, кому это достанется. Разбитая душа станет кому то как ноша. Ты меня понял о чем это.