"Думаю, как все закончить/I'm Thinking of Ending Things", фильм Чарли Кауфмана, 2020г, США
#imhoch #Чарли_Кауфман #триллер #думаю_как_все_закончить #странные_фильмы
Недавно знакомый редактор написал буквально так: "I'm thinking of ending things" - вот фильм так фильм”.
Моя насмотренность близится к исчезающе малым величинам, но от рекомендации друзей не отмахнешься просто так, тем более, я вдруг внезапно очаровалась названием.
Все мы время от времени думаем о том, как всё закончить.
Наверное, у кого-то бывали в жизни моменты, когда думалось совсем всё и разом, но это уже какие-то отдельные ситуации. В основном хочется закончить, ну например, надоевшее общение, или дружбу, которая начала тяготить, или отношения, или переехать и закончить встречать у своих дверей желчную старуху, воняющую вареным луком, или закончить заходить в интернет и читать какие-то душные, мерзотные комментарии, всякое бывает, - поэтому несколько простых английских слов, кстати, они красивы сами по себе - thinking и things, я незамедлительно вбила в поиск.
И увидела девушку, которая стоит на фоне симпатичных обоев с растерянным выражением лица и бокалом вина в руках.
Тут же замельтешили миллионы догадок:
теплые тона в кадре, наверное, это уютная семейная мелодрама, где она хочет закончить жить с родственниками и свалить в студенческий кампус. Нет, романтическая история о любви, когда она хочет закончить, а на самом деле, как часто бывает у женщин, хочет продолжить, углубить и расширить, нет, наверное, у нее есть злая сестра-блондинка, она там сбоку сидит, не попав в кадр, и кидает смазанные ядом шпильки в окружающих.
Но все догадки неверны, потому что фильм значится в категории: драма, триллер.
Триллер это хорошо. Самое то под снегопад за окном и мигающие елочные огни.
Что ж, без спойлеров в данном случае обойтись совсем никак не удастся, поэтому начнем.
Для начала стоит сказать, что фильм снят одним из самых неординарных сценаристов и режиссеров Голливуда, Чарли Кауфманом, который известен, как автор проектов “Вечное сияние чистого разума”, “Быть Джоном Малковичем”, “Адаптация”.
В разных отзывах о фильме пишут совершенно разное, но главное. что режиссер после выхода картины дал интервью, в котором подробно объяснил те или иные отсылки сюжета, и какой вообще смысл он вкладывал в эту работу.
“Я позволяю людям получать собственный опыт, поэтому у меня нет конкретных ожиданий относительно того, что люди подумают об увиденном. Я всячески поддерживаю индивидуальные интерпретации” (с)
Неплохо. Пожалуй, это фразу можно использовать в любых ситуациях, когда сделал что-то, чего никто не понимает.
В один из прекрасных, зимних дней, молодая хорошенькая девушка, которую играет актриса Джесси Бакли из “Чернобыля” радостно улыбаясь, садится в машину к своему парню, Джесси Племонсу из “Фарго”. Парень повезет ее на отдаленную ферму, знакомить со своими родителями. Пока они будут ехать, повалит мощный снегопад, заметая все, на своем пути, и, кроме снега, бьющего в лобовое стекло, видно будет только, что едут молодые люди по очень странному месту.
Вот, заброшенный, покосившийся деревянный дом, а возле пустующие, но явно новые качели, мерно скрипящие под завывания вьюги. Вот, брошенная ржавая машина, вот поле, бескрайнее, закутанное белым саваном поле, вот бесконечная дорога, по которой кроме них не едет больше ни одна машина.
Здесь уже как-то проникаешься тем, что несмотря на заявленную любовь, ведь уже и с родителями везет знакомить, все будет не так радужно, а судя по мыслям девушки, которые слышны зрителю, так и вообще, феерично, но феерия эта окажется со знаком минус.
Девушка всю дорогу страдает и закатывает глаза от унылого бубнежа своего попутчика. Парень вроде бы и умный, и начитанный, и знающий, но ведь бывает так, что знакомишься с человеком, и как-то все само идет - он ухаживает, встречает-провожает, букеты носит, письма пишет, а тут еще и часики типа тикают, судя по возрасту героини, а в душе понимаешь, что нет, не твое. Вот не твой человек и все тут. В нем бесит и запах, и поворот головы, и ковыряние в носу, и дребезжащий голос, которым он вдруг начинает петь мелодии из любимого мюзикла “Оклахома”.
В общем, девушка думает: пора это заканчивать, вечно я не могу сказать “нет”, все неудобно, все как-то нет подходящего момента. Ладно, раз поехали к родителям, то проведу у них вечер, но вернемся обратно в город, и заканчиваю эти отношения.
Уже хочется сказать ей через экран, да выходи из машины и беги обратно, что-то он задумал странное.
Но он привозит ее на ферму, и вместо того, чтобы вести в дом, предлагает пройтись до сарая для животных.
Дует ледяной ветер, идет снег, странный сарай смотрит на путников провалами окон, возле выхода лежат мертвые окоченевшие ягнята, припорошенные снегом, но молодому человеку этого мало, и он рассказывает девушке про свинью, которая жила здесь, а потом скончалась от того, что в ней завелись личинки, сожравшие хозяйку изнутри.
Девушка смотрит на черный квадрат, оставшийся от распухшего живота свиньи и делает такое лицо, как на первой картинке.
Зритель, как бы понимая, что мертвые ягнята просто так на дороге не валяются, снова подается к экрану и знаками показывает “вали”, но девушка, не моргнув глазом, идет в дом.
В доме начинают происходит странные вещи, как если все наелись галлюциногенов и постоянно проваливаются в разные отрезки времени, а родители парня и вовсе выглядят, как зомби, самооткопавшие себя по случаю приезда гостьи, но того и гляди, у мамаши слетит набитая газетой голова, а у папки отвалятся руки и оба выпученных глаза.
Комнаты оклеены теми самыми симпатичными обоями, но есть еще и подвал, дверь в который расцарапана самым странным образом, словно туда или оттуда выбираются чудовищные монстры и ищут чем бы поживиться.
- Иди, положи эти вещи в стирку, - делая страшное (хотя, куда уж страшнее) лицо, говорит девушке мамаша, - живи рискуя!, - добавляет она и скрывается на кухне.
- Как! Ты отправила ее в подвал?, - слышим мы голос отца, снова удивляясь этой идиотке, которой то ли так замуж невтерпеж, то ли, мало адреналина, но она открывает дверь и спускается в недра странного дома.
Ну все, щас зомби точно набегут, уж рискнула так рискнула, думает озадаченный зритель, ожидая рубилова и кровь кишки по всему экрану, но нет, снова играет тревожная музыка, и девушка, поднявшись наверх, умоляет парня отвезти ее обратно в город.
Дальше они едут обратно уже практически в ночи, заворачивая в странное кафе-мороженое, где продавщица с сыпью на руках, сдавленно предупреждает молодую “не ехать туда, с ним, останьтесь здесь”.
Несложно догадаться, что выберет девушка. Да, она садится в машину и,закатывая глаза от монологов собеседника, едет дальше.
Дальше будет большая заснеженная школа, убежавший парень, школьный уборщик и кусочек балета, а закончится все торжественной речью на вручении премии.
Фильм снят по одноименной книге канадского писателя Иана Рейда и вообще-то, рассказывает о том, как внутренние демоны и страхи овладевают человеком, и как он с ними живет.
Если пролистать книгу до конца, можно найти ключевой момент: сюжетный ход, который переворачивает происходящее с ног на голову. Все повествование, как и фильм, ведется и показано от лица девушки. Но на самом деле, ее не существует.
Ее придумал школьный уборщик, которого девушка встретит в заброшенной школе.
Уборщик уже очень пожилой, согбенный человек, но всю жизнь его преследуют неудачи в общении и особенно, с женским полом, и вот, он придумывает в своих мечтах девушку. Какой бы она могла быть, чтобы он ей понравился. О чем бы они разговаривали, и чтобы он ей рассказал. Как привезет к своим родителям.
Причем, по ходу фильма, герой все время меняет обстоятельства, то есть, примеряет свою выдуманную подругу к моментам уже прожитой жизни. Фантазирует, что вот если бы он привез ее к родителям, и они бы были молодые, нет, так нехорошо, ладно, тогда они уже в возрасте, а если так? А если он расскажет ей вот об этом, как она отнесется? А если ей спеть эту песню, ей понравится?
Но выдуманная девушка не послушная марионетка, так мечтается дедушке.
Она живет своей жизнью, ей может не нравиться его песня, как и он сам...подозревает пожилой выдумщик. Вот она уже думает о том, как бы его бросить. Все верно, никто никогда не любил его. Одинокий человек, не нужный никому, умирает возле школы и последние кадры, что мы видим, это его потрепанная машина, полностью занесенная снегом, в которой он и скончался, видимо, от сердечного приступа. Хотя, в книге герой покончит жизнь самоубийством.
Вот такой фильм, друзья. Интересный, запутанный, но бесконечно грустный, и чем дальше, тем все более непонятный.
Рекомендовать его могу, наверное, только тем, кто, как и главный герой, прикидывает, как всё закончить, но увидев анимационную свинью с личинками в пузе, передумает к концу просмотра.
-
Вот у кого мне стоит поучиться обозревать такие фильмы, спасибо.
Хороший и подробный обзор.
-
ответ на комментарий пользователя ХЛМ : #3463048
это я решила покроче написать) не вышло
Спасибо, просто разные подходы.
-
-
Адназеачна нада заканчивать лудше с гордо поднятым таблом! Кено Девушка в лабиринте - ярче из той кагорты.