"На троих". Выставка о дружбе.
Иван Бунин, Антон Чехов и Александр Куприн - великие русские писатели, жизни и дружбе которых посвящена выставка в стенах музея истории российской литературы.
Устроена выставка так, что по стене тянутся, вьются светящиеся линии, словно дороги жизни, по которым шла "великолепная троица", пересекаясь в разных городах и странах, приезжая в гости, либо на творческие встречи, либо расставаясь по разным причинам, чтобы потом встретиться вновь.
Они познакомились еще в молодости, но уже будучи известными писателями, и сразу нашли общие интересы, сразу сошлись.
Их дружба длилась более сорока лет, с июня 1897 года и до смерти Куприна в 38-м. Что сближало Куприна и Бунина, это их редкая художественная талантливость, человеческая чуткость, одаренность и общая литературная школа -преклонение перед Чеховым и Толстым.
В личной и творческой судьбе Куприна и Бунина важнейшая роль принадлежала Чехову, произведения которого с первых же публикаций вызвали в них живой отклик. На протяжении всей жизни он оставался для них не только одним из самых любимых русских писателей, но и Учителем в высоком значении этого слова. Оба они восхищались его личностью, "деликатной чуткостью", "неистощимым остроумием" и талантом.
Протрет А.П. Чехова в юности. Авторство его брата Николая.
Картина называется "Портрет с неоконченным ухом" (шепчет "музейная" тетушка)
Вот что писал Бунин о Чехове: У меня ни с кем из писателей не было таких отношений, как с Чеховым, за всё время ни разу ни малейшей неприязни. Он был неизменно со мной сдержанно нежен, приветлив, заботился как старший, — я почти на одиннадцать лет моложе его, — но в то же время никогда не давал чувствовать свое превосходство и всегда любил мое общество, — теперь я могу это сказать, так как это подтверждается его письмами к близким: «Бунин уехал, и я один».
Чехов в свою очередь дарил молодым писателям свое дружеское расположение.
За годы дружбы бывало всякое, и периоды братской дружбы, и моменты взаимного раздражения и непонимания, но душевная привязанность и неподдельный интерес друг другу были сильнее размолвок и обид.
Являясь друзьями и во многом единомышленниками, Бунин и Куприн вместе с тем были в каком-то роде и соперниками. Стоит сказать, что они никогда не соперничали в славе, не стремились непременно стать властителми дум. Но будучи таки самолюбивы, во всем хотели быть первыми, лучшими.
Куприн писал Бунину : «Ненавижу, как ты пишешь, у меня от твоей изобразительности в глазах рябит. Одно ценю, ты пишешь отличным языком, а кроме того, отлично верхом ездишь»
Но и затем же в другом письме: «Милый мой, дорогой и прелестный Гаврюша. Если я тебя чем-то обидел, прости великодушно. Ты знаешь: одного тебя из писателей люблю я крепко и нелицемерно, чту твой тонкий аристократический талант, как никто, и горжусь твоей дружбой до того, что ревную тебя».
Бунин отвечает: «Я тебя любил, люблю и буду любить — даже если бы тысяча черных кошек пронеслась между нами. Ты неразделим со своим талантом, а талант твой доставил мне много радостей»
Жили и творили оба писателя с оглядкой на Чехова, именно он был для них строгим, но справедливым рефери в этом творческом поединке.
Все это сохранилось в документальных записках, сочинениях, письмах тех лет и представлено на выставке.
Кабинет Чехова:
Табличка на двери его дома
(Тетушки, смотрительницы залов музея, надо сказать, просто безумно обрадовались посетителям, что и понятно, после такого долгого пандемийного перерыва, и ходили за мною по пятам, рассказывая, как заправские экскурсоводы, всякие интересные подробности. Например, я узнала что Чехов, только начав медицинскую практику, сразу же заказал самую приличную и дорогую табличку себе на дверь. Ибо считал, что доктору по возможности положено иметь все самые пристойные атрибуты своего ремесла)
- А если вы выйдете сейчас из музея, и знаете, площадь Маяковского? Вот от нее немного в сторону, если пройти, начинается вот эта Москва.
- Да ладно,- говорю я, - я думала, это Мелихово здесь какое-нибудь сфотографировано.
- Нет!, - приосанивается музейная тетушка, - это самая настоящая того времени Москва, представьте себе!
Представляю!
- Еще у Чехова брат Михаил прекрасно, знаете ли, рисовал, вот смотрите, иллюстрации к сатирическому журналу и подписи там же.
Смотрим:
Текст:
- Я вижу, ты меня разлюбил, Володя. Ты даже на меня не смотришь.
- Это и доказывает мою любовь - как бы мог я любить, если бы смотрел на тебя?
Другой брат Антон Палыча, Александр Чехов, как видим, не отставал от знаменитых родственников в креативности и литературном мастерстве
Возвращаясь к выствке имени трех друзей, о которой в прессе шутили, что музей сообразил, наконец, на троих, ведь обычно, выставка бывает посвящена какому-то одному имени, писателю, художнику, эпохе, - все три писателя начинали свой творческий путь, подвизаясь в газетах, пописывая статьи, фельетоны, обзоры, небольшие пьесы и прочие поделки. А впоследствии выросли до самых престижных премий.
Бунину присудили Нобелевку, на что Куприн прислал письмо на французском с едким дружеским вступлением "Ты заслуживаешь поздравления..."
В экспозиции музея затерялась малюсенькая комнатка, отгороженная тяжелой шторой. Туда заводит добрая тетушка и предлагает оглядеться.
Давайте оглянемся. На стенах цитаты из книг Чехова, в стене открываются шкафчики и окошки с репликами из его знаменитых произведений.
Подпись к сигаре
А это отсюда:
Пройдя всю выставку, заходим в отдельную комнату.
Там сидит в некоторой меланхолической, но, однако, светлой печали, оставшийся последний из могикан (так и называется эта комната, "Последний из Могикан"),
Александр Иванович Куприн.
Рядом с ним можно присесть, замедлить свой вечный современный бег и подумать.
"Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое очень малое время меня не будет - и дела и судьбы всего , всего будут мне неизвестны! ...
И я только тупо, умом стараюсь изумиться, устрашиться.."
(Дневник, 2 мая, 1953 года)
Настанет день — исчезну я,
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
и море ровной синевой
манить в простор пустынный свой....
На этой высокой ноте заканчивается выставка, посвященная одному из самых прекрасных даров жизни - человеческой дружбе.
Мы выходим, пообещав добрым тетушкам (приходите! приходите еще! спасибо, что помните о нас! спасибо, что зашли! здесь скоро, наверное, разрешат - и спектакли у нас бывают и молодые актеры и певцы поют! приходите еще!!!) обязательно заходить, и неспешно двигаемся по гулицам города.
-
ответ на комментарий пользователя prosto_chitatel : #3471407
Буквы между картинок читать тоже необходимо, особенно тем, кто это может.
-
Любопытно все же читать письма того времени, сколько в них теплоты и деталей. Спасибо за обзор!
-
Если бы не ты, мы никогда бы всего этого не увидели. Спасибо!
-
-
Спасибо за обзор) А я откуда-то думала, что Бунин и Куприн поссорились по поводу Нобелевки