bitov8080 prosto_chitatel 25.01.21 в 10:45

"На троих". Выставка о дружбе.

Иван Бунин, Антон Чехов и Александр Куприн - великие русские писатели, жизни и дружбе которых посвящена выставка в стенах музея истории российской литературы. 

 

 

Устроена выставка так, что по стене тянутся, вьются светящиеся линии, словно дороги жизни, по которым шла "великолепная троица", пересекаясь в разных городах и странах, приезжая в гости, либо на творческие встречи, либо расставаясь по разным причинам, чтобы потом встретиться вновь.

 

 

Они познакомились еще в молодости, но уже будучи известными писателями, и сразу нашли общие интересы, сразу сошлись. 

Их дружба длилась более сорока лет, с июня 1897 года и до смерти Куприна в 38-м. Что сближало Куприна и Бунина, это их редкая художественная талантливость, человеческая чуткость, одаренность и общая литературная школа -преклонение перед Чеховым и Толстым. 

В личной и творческой судьбе Куприна и Бунина важнейшая роль принадлежала Чехову, произведения которого с первых же публикаций вызвали в них живой отклик. На протяжении всей жизни он оставался для них не только одним из самых любимых русских писателей, но и Учителем в высоком значении этого слова. Оба они восхищались его личностью, "деликатной чуткостью", "неистощимым остроумием" и талантом. 

 

Протрет А.П. Чехова в юности. Авторство его брата Николая. 

Картина называется "Портрет с неоконченным ухом" (шепчет "музейная" тетушка) 

Вот что писал Бунин о Чехове: У меня ни с кем из писателей не было таких отношений, как с Чеховым, за всё время ни разу ни малейшей неприязни. Он был неизменно со мной сдержанно нежен, приветлив, заботился как старший, — я почти на одиннадцать лет моложе его, — но в то же время никогда не давал чувствовать свое превосходство и всегда любил мое общество, — теперь я могу это сказать, так как это подтверждается его письмами к близким: «Бунин уехал, и я один».

 

 

Чехов в свою очередь дарил молодым писателям свое дружеское расположение.

За годы дружбы бывало всякое, и периоды братской дружбы, и моменты взаимного раздражения и непонимания, но душевная привязанность и неподдельный интерес друг другу были сильнее размолвок и обид. 

Являясь друзьями и во  многом единомышленниками, Бунин и Куприн вместе с тем были в каком-то роде и соперниками. Стоит сказать, что они никогда не соперничали в славе, не стремились непременно стать властителми дум. Но будучи таки самолюбивы, во всем хотели быть первыми, лучшими. 

Куприн писал Бунину : «Ненавижу, как ты пишешь, у меня от твоей изобразительности в глазах рябит. Одно ценю, ты пишешь отличным языком, а кроме того, отлично верхом ездишь»

Но и затем же в другом письме: «Милый мой, дорогой и прелестный Гаврюша. Если я тебя чем-то обидел, прости великодушно. Ты знаешь: одного тебя из писателей люблю я крепко и нелицемерно, чту твой тонкий аристократический талант, как никто, и горжусь твоей дружбой до того, что ревную тебя».

 Бунин отвечает: «Я тебя любил, люблю и буду любить — даже если бы тысяча черных кошек пронеслась между нами. Ты неразделим со своим талантом, а талант твой доставил мне много радостей»

 

Жили и творили оба писателя с оглядкой на Чехова, именно он был для них строгим, но справедливым рефери в этом творческом поединке. 

Все это сохранилось в документальных записках, сочинениях, письмах тех лет и представлено на выставке.

Кабинет Чехова:

 

Табличка на двери его дома

(Тетушки, смотрительницы залов музея, надо сказать, просто безумно обрадовались посетителям, что и понятно, после такого долгого пандемийного перерыва, и ходили за мною по пятам, рассказывая, как заправские экскурсоводы, всякие интересные подробности. Например, я узнала что Чехов, только начав медицинскую практику, сразу же заказал самую приличную и дорогую табличку себе на дверь. Ибо считал, что доктору по возможности положено иметь все самые пристойные атрибуты своего ремесла)

 

- А если вы выйдете сейчас из музея, и знаете, площадь Маяковского? Вот от нее немного в сторону, если пройти, начинается вот эта Москва.

- Да ладно,- говорю я, - я думала, это Мелихово здесь какое-нибудь сфотографировано.

- Нет!, - приосанивается музейная тетушка, - это самая настоящая того времени Москва, представьте себе!

Представляю!

 

- Еще у Чехова брат Михаил прекрасно, знаете ли, рисовал, вот смотрите, иллюстрации к сатирическому журналу и подписи там же. 

Смотрим:

Текст:

- Я вижу, ты меня разлюбил, Володя. Ты даже на меня не смотришь.

- Это и доказывает мою любовь - как бы мог я любить, если бы смотрел на тебя?

 

Другой брат Антон Палыча, Александр Чехов, как видим, не отставал от знаменитых родственников в креативности и литературном мастерстве

 

Возвращаясь к выствке имени трех друзей, о которой в прессе шутили, что музей сообразил, наконец, на троих, ведь обычно, выставка бывает посвящена какому-то одному имени, писателю, художнику, эпохе, - все три писателя начинали свой творческий путь, подвизаясь в газетах, пописывая статьи, фельетоны, обзоры, небольшие пьесы и прочие поделки. А впоследствии выросли до самых престижных премий.

Бунину присудили Нобелевку, на что Куприн прислал письмо на французском с едким дружеским  вступлением "Ты заслуживаешь поздравления..." 

 

В экспозиции музея затерялась малюсенькая комнатка, отгороженная тяжелой шторой. Туда заводит добрая тетушка и предлагает оглядеться. 

Давайте оглянемся. На стенах цитаты из книг Чехова, в стене открываются шкафчики и окошки с репликами из его знаменитых произведений.

 

 

Подпись к сигаре

 

 

А это отсюда:

 

Пройдя всю выставку, заходим в отдельную комнату.

Там сидит в некоторой меланхолической, но, однако, светлой печали, оставшийся последний из могикан (так и называется эта комната, "Последний из Могикан"), 

Александр Иванович Куприн.

Рядом с ним можно присесть,  замедлить свой вечный современный бег и подумать.

 

"Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое очень малое время меня не будет - и дела и судьбы всего , всего будут мне неизвестны! ...

И я только тупо, умом стараюсь изумиться, устрашиться.."

(Дневник, 2 мая, 1953 года)

 

Настанет день — исчезну я,
А в этой комнате пустой
Все то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.

И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно
и море ровной синевой
манить в простор пустынный свой....

 

 

На этой высокой ноте заканчивается выставка, посвященная одному из самых прекрасных даров жизни - человеческой дружбе. 

Мы выходим, пообещав добрым тетушкам (приходите! приходите еще! спасибо, что помните о нас! спасибо, что зашли! здесь скоро, наверное, разрешат - и спектакли у нас бывают  и молодые актеры и певцы поют! приходите еще!!!) обязательно заходить, и неспешно двигаемся по гулицам города.

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 10
    7
    61

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.