bitov8080 prosto_chitatel 08.02.21 в 06:14

Бубновый валет

 

«Вот завидуют, говорят: «Какое это счастье, что природа ему дала талант!» Иногда для некоторых это и, правда, — счастье, а для других — это как непомерная тяжесть, которую на тебя нагрузили и которую заставляют всю жизнь на гору таскать, а хуже всего то, что не таскать ты уже никак не можешь, если перестанешь, то превратишься в какого-то душевного урода!»
Р. Фальк

 

 

В душевного урода Роберт Рафаилович не превратился, что, как минимум доказывают выставки, посвященные его творчеству и самые известные аукционы, уходы с которых оцениваются в миллионы долларов. 

Ну а при жизни художник и в самом деле, скурпулезно, тщательно, упорно взращивал и "таскал" на себе свой талант, как ни противились тому родители, обстоятельства и совсем непростые времена.

Увлекаться живописью Роберт начал еще в детстве, хотя, изначально собирался идти в консерваторию, чтобы стать пианистом. Но рисование настолько захватило его, что несмотря на сопротивление семьи, юноша поступил в Московское училище живописи.

"Я решил бросить совсем музыку и стать во что бы то ни стало художником. Отец очень протестовал против этого, предлагал мне выбрать профессию юриста, зубного врача или иную положительную, респектабельную профессию. Он уверял, что у меня вовсе нет живописного таланта и что я всегда буду посредственным художником. “Пусть я буду совсем плохим художником, но я хочу быть только им”, — твердил я".

Через несколько лет обучения Фальк оказался в числе  студентов, которых исключили за бунт против авторитарных методов преподавания.

Молодые и, я думаю, ужасно веселые ребята, создали объединение "Бубновый валет".

Нужно сказать, что в те времена орудовала шайка бандитов с названием "Червонный валет", поэтому назвать художественное объединение сообразно бандитской сходке, уже означало провокацию и бунт. 

Собственно, студенты своими работами и бунтовали против академических традиций. Они отрицали реализм, где смысл и ценность произведения зависит от содержания. И провозглашали формализм: главная роль отводилась цвету, линиям и текстуре. Бубновалетовцы считали, что «всё необходимое для произведения сосредоточено в нём самом, а причины создания, исторический контекст, обстоятельства жизни создателя и т. д. – это всё не имеет значения»

Здесь я позволю себе немного отвлечься от живописи, мысли невольно обращаются к литературе. Скажите, а ведь то же самое верно и для любого художественного произведения буквами. Как считаете?

Важен (интересен) ли вам контекст создания того или иного романа, обстоятельства, условия, предпосылки, личность автора или все, что дОлжно, писатель говорит в своей книге и только там? 

Но вернемся к картинам. 

Переход от просто яркого к палящему, растекающемуся по небу, сжигающему, испепеляющему летнему зною в картине "Солнце. Крым. Козы" характерен для работ Фалька, у которого было особое чувство цвета. 

 

 

Гораздо позднее, уже в эвакуации в годы войны, написанное небо Самарканда так же насыщенно, густо и плотно по объему.

В годы бубновалетства Фальк много писал в жанре кубизма. Здесь картина словно многослойная декорация к портрету татарского поэта Мидхата Рефатова. 

На выставке в Третьяковке было очень многолюдно, ваш покорный слуга незаметно присоединился к экскурсии и подслушал как раз насчет Мидхата и этого портрета.

 В 1910-е годы Фальк жил и работал в Крыму. Мидхату Рефатову на этом портрете 22 года, все вроде бы хорошо. Он  трудится журналистом  в газетах, перевел на турецкий "Войну и мир", пишет стихи, работает в крымском обкоме РКПб.

Но у Фалька получается трагичное, словно изломанное лицо, и словно пророческое настроение работы. В 1920 году поэт Рефатов будет расстрелян белогвардейцами.

 

Со временем, стили и направления работ художника меняются, он пишет как пейзажи, так и позднее обращается к портретной живописи. 

 

Чем больше мастерство художника, тем все требовательнее он становится сам к себе, поэтому пишет так долго, как того требует его взыскательный вкус. 

Многие натюрморты, например, составлены специально из предметов, которые могут не портиться неделями. Знаменитая "Картошка" или ниже на фото этюд "С искусственными розами" 

 

 

 

"Красную мебель" художник писал в процессе развода с первой женой, ради которой он, мальчик из московской еврейской семьи, принял православие. 

Здесь мебель, словно одушевленный предмет, вырастает в постранстве комнаты, заключенной в раму. 

 

Фальк обладал незаурядной силой воли, если можно так сказать, в части ежедневного, неукоснительного "разрабатывания" художественного навыка. 

 Рисовать он старался каждый день, независимо от настроения, обстоятельств и физического состояния.

(Вот бы некоторым так книжки писать) 

Что касается портретной живописи, Фальк старался разговорить модель, но не просто заставлял человека болтать с ним на отвлеченные темы. Нет, намеренно заводил беседы об искусстве, книгах, природе, дискутировал на философские темы так, чтобы в процессе позирования добиться одухотворенности выражения лица и горящих мыслью глаз! 

 

"Портрет Габричевского" 

Картина "Одиночество. Старухи"

 

"Свадьба мертвецов" 

 

"Улица Горького, Москва"

 

 

Хотя известность и пришла к Фальку с приходом советской власти, когда он преподавал в художественных заведениях, занимал пост декана  Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕИН), прославился, как театральный художник, впоследствии он же был обвинен в формализме, уходе от интересов трудящихся. 

Его работы лишили возможности выставлять, а художник зарабатывал  оформлением театральных спектаклей и частными уроками.

В быту Роберт Фальк по воспоминаниям друзей и его последней жены, Ангелины Щёкин-Кротовой, был совсем неприхотлив, даже аскетичен.  

 

 

Ангелина Васильевна познакомилась с будущим мужем на его персональной выставке. Сама по образованию искусствовед, она стала музой и хранительницей наследия знаменитого художника, посвятив себя популяризации его творчества. 

После смерти художника, почти забытые работы начали показываться на некоторых выставках усилиями его жены. 

В Манеже 60-х годов были выставлены две его картины. Посетив вернисаж, Никита Хрущев устроил скандал.

«Обнаженная» работы Фалька. Подобный «шедевр» может вызвать только возмущение, — шли новости с выставки, — Как ни смотри, невозможно согласиться с художниками-формалистами. А ведь нашлись и защитники формалистических выкрутасов. Ну что ж, будем спорить. Наш критерий — высокая идейность и художественное мастерство. С отступлением от него мириться нельзя». 

 

 

Но, к счастью, всё течет и всё меняется.

То, что не имело когда-то особой ценности, сейчас выставляется в самых знаменитых выставочных залах мира и собирает любых, даже не самых богатых свободным временем, поклонников творчества. 

 

 

А мы с вами, побродив по залам, надеюсь, встретимся еще. Не переключайтесь)

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 11
    6
    64

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bitov8080
    Kэп, 08.02.2021 08:01

    ну что тут сказать™... отцов надо бы слушать, но, к сожалению, это совсем не в человеческой природе.

    хехе

  • bitov8080
    Бунша, 08.02.2021 08:26

    Однажды пьяный случай свел меня с художником из неизвестных, который в запое рисовал  небольшие кубистские  натюрморты под Фалька. За неделю  пока бухали он их намалевал как раз 7 штук. Три натюрмрота мы пытались обменять  на спиртное у продавщицы  дачного сельпо. На них еще краска  полностью не высохла.  Она испугалась, очень кричала, грозила милицией. Один все-таки впарили  богатенькой соседке за  пакет картошки, одну сельдь и луковицу. Тетка повесила картинку  в туалете своей московской квартиры, прямо над унитазом. Через лет десять пару этих натюрмортов наша подруга умудрилась  продать  своему  престарелому папику - коллекционеру за $2500, а  его наследники  переправили их своим знакомым  в Бельгию и  там  выставили на  этнофестивале,  потом они оказались на аукционе,  вобщем они теперь висят на какой-то полумузейной вилле или  на  исторической мельнице,  были  и фотки в интреьере,  их прислали  в РФ  бывшим владельцам.  Главное я и сейчас не помню точно  что именно было изображено на этих семи  картинках, но очень смешно  вспоминать как эта продавщица визжала  матом аж собаки дачного сторожа  начали брехать и с разбегу  бросаться на рабицу своего вольера!  

    Смеюсь. Люблю ваши истории читать. (если не слишком натуралистично))

  • bitov8080

    ответ на комментарий пользователя Дмитрий Соколовский : #3474221

    воот! 

  • mnook_vnook
  • winny

    чтобы действительно понять насколько этот художник твой необходимо смотреть картины вживую.

    не всех, разумеется, удаётся посмотреть.

    этого я видел.

    мне не понравилось. и он не мой и я не его.