Абрикос

Архилоху, границы жизни которого определяют лишь приблизительно, по упоминанию солнечного затмения: 6 апреля то ли 711, то ли 648 года до нашей эры

"…Пусть теперь кругом засады – твердо стой, не трепещи.  
Победишь – своей победы напоказ не выставляй, 
Победят – не огорчайся, запершись в дому, не плачь. 
В меру радуйся в удаче, в меру в бедствиях горюй. 
Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт."
(перевод В.Вересаева)


…Пусть теперь кругом засады – твердо стой, не трепещи.  Победишь – своей победы напоказ не выставляй,  Победят – не огорчайся, запершись в дому, не плачь.  В меру радуйся в удаче, в меру в бедствиях горюй.  Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт. в переводе В.Вересаева

Цвет абрикоса опадает в ночь 
от влажного дыхания тумана, 
и напоён апрель благоуханьем, 
когда прольётся лепестковый дождь. 

У косточковых сложная судьба. 
То от земли исходит тёплый пар, то 
седой Борей надует щёки ― ба! ― 
и сад в снегу последним утром марта, 
и ржавь пожрёт соцветия: прощай, 
надежда на завидный урожай. 

Но всё-таки ― возьми хоть прошлый год ― 
цвет выживет и плод подарит спелый. 

Смотри: 
под абрикос выходит кот 
во тьме ночной: как из фарфора сделан, 
лоснящийся от морды до хвоста, 
молочно-белый, призрачный. 
Привстав 
на задних лапах, он передней тянет 
и клонит ветку, утыкаясь носом 
в такой же белый морок абрикоса ― 
и замирает, пряным духом пьяный, 
дрожа от наслаждения. 

Скажи мне: 
ты ловишь ритм, который правит жизнью, 
его размер? У ямба ― выдох-вдох. 

Взамен длиннот античности тягучей 
однажды ямб запишет Архилох, 
поэт и воин. 
Если выпал случай 
оставить меч, 
вощечку и стило 
предпочитая, 
сядь, молчи и слушай, 
о чём поёт под ветром сад цветущий. 

Praecoqua ― ранний, первых среди всех. 
Пусть Архилох не ценит щит, доспех ― 
в стихах полемизируя с Гомером ― 
царапая стилом по воску церы, 
он лирик и любовник. Страстный. Цельный. 
Пусть бог его скорей Арес, чем Зевс, 
он ― весь желанье, жажда жизни ― весь. 
Пускай не сохранились даже даты 
рождения и смерти: был солдатом ― 
и описал затмение в стихах. 
Любил. 
И победил и боль, и страх. 
Да, смертный час его мечом отмечен, 
но с нами дар его бессмертной речи ― 
он столь трагичен, 
сколь и человечен ― 
сердечный ритм совпадает с ямбом: 
и вечен жар, и цвет неувядаем. 

Вдохни. 
Забудь про смерть. 
Побудь с поэтом ― 
и словно двадцати семи веков 
и не прошло, сменяя над планетой 
колючий снег мельканьем лепестков. 

Семь тысяч лет назад у Ферганы 
цвели сады неведомой страны, 
а абрикос их видит как воочию, 
от косточек на благодатной почве 
до нежных зарумянившихся щёк. 

…Вот шмель голодный ворошит цветок, 
упавший целиком: 
подай мне мёд! 
На спину опрокинется, но пьёт 
из нежной чаши сладость молодую, 
и лишь потом, журча и негодуя, 
встряхнется и продолжит свой полёт. 

Всё ― лирика. 
Шмелю или коту 
и Архилоху сквозь тысячелетья 
о вечном шепчет абрикос: о свете 
и лепестках, летящих в темноту. 
Об этой нашей общей жажде жизни ― 
животных, насекомых и растений. 
Растает мякоть, спелым соком брызнув, 
удобрит почву под дождём осенним, 
но не остановить круговорот. 
Пусть смерть молчит, 
где даже шмель ― поёт. 

Мир изменился, пишет Архилох, 
на воске оставляя отпечатки. 
Усталость пряча в сменной маске, 
бог 
рукой в стерильной латексной перчатке 
поправив стиль, ни слова не сотрёт. 

Кот ветку гнёт. 

Шмель промышляет мёд.

И Архилох, сквозь бездну: 
зная меру 
и в радости, и в горе, твёрдо веруй ― 
смешон и жалок страх наш, потому 
не плачь о мире, запершись в дому.

Погибели стремятся к торжеству, 
и мир кричит о войнах и ковиде. 
Проходит жизнь, 
а ею не живут, 
цветы цветут ― 
а их никто не видит, 
и абрикос не поднести ко рту, 
в нём ― безотчётный привкус цианида. 

Когда беда со всех сторон стеной, 
не унывай, а уповай. Не ной ― 
и помни, как лелеял старец Ной 
единственное дерево в ковчеге, 
спасаемое волей человека 
от гнева черноморского потопа.

От ужаса во тьме не трепещи: 
зацвёл трофей, добытый Александром, 
царь-фрукт, урюк, сокровище Урарту, 
на скудных землях Пароса и Спарты, 
где Архилох в бою утратил щит. 
Кто звался по-арабски аль-биркук, 
тот видел мириады губ и рук, 
и сто недугов исцелял в Китае ― 
и возвращалась юность золотая. 

Цвети ― пускай грозится снег. 
Живи. 
Ничто не отлучает от любви ― 
гонения и голод, нагота, 
копьё и меч, отсутствие щита, 
опала, притеснения и скорби ― 
и никакие Силы и Начала. 

Возьми стило. 
Пиши. 
Стирай. И пробуй 
по новой, 
но не умножай печали. 

Седьмое: днесь 
летит благая весть, 
что будет Спас, 
и живы все родные: 
не только ты и я, 
сейчас и здесь, 
но те, кто ― образ, 
память, 
слово. 
Имя. 

Ликуя ― жизнь для радости дана ― 
возносит абрикос осанну цветом, 
от Ветхого до Нового Завета 
пронизывая светом времена. 

Благословенна пенная весна, 
и вновь плодами воссияет лето. 
Листвой, 
от стужи золотоволос, 
к зиме устелет землю абрикос, 
обрисовав приствольное кольцо. 

…Вот саженец, апрель, и мать с отцом ― 
и смех, 
и спор, 
мелькают руки, 
платье ― 
и время смолкой тянется во сне...

А ствол сейчас уже с меня в обхвате. 

...Июль томит на медленном огне 
тягучий и оранжевый закат: 
в нём солнце ― абрикосом. 
Совершенно 
недвижен воздух. Тают облака, 
как будто пенка солнечного джема. 

…Я грежу наяву: вот звук, с которым 
горячий плод, 
податливый как воск, 
к моим ногам роняет абрикос, 
взошедший средь руин античной хоры 
у бухты под названием Омега. 
И вечность Архилоху вторит эхом. 

Точит смолу сквозь трещины кора. 
Но дерево ― даритель, и стократ, 
делясь плодами, умножает силы. 
А если одряхлеет абрикос, 
то встанет новый рядом, в полный рост. 
И что с того, что старый после ― спилят? 

Тлен сладковат. 
А сладостен лишь плод, 
горячее дыхание рот в рот 
и туго набухающий живот. 
И жизнь передаётся через слово, 
раблезианство abricot fendu, 
тычинки, пестик, 
плоть и кровь твою ― 
и тьму, и холод побеждая снова. 

Плодоноси ― и щедро раздавай, 
дари любовь и говори слова, 
ни от кого наград или похвал 
не требуй, ни на что не притязая. 

Финал и смертным, и богам на зависть: 
цвет опадёт, но вызревает завязь.

Я собираю лепестки в горсти,
они ― начало и конец пути.

Пора идти ―
простясь 
и не прощаясь.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 5
    5
    40

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • bbkhutto

    что это бл сейчас было?

    сорри, на всякий случай

  • winny

    старушко,

    если уж берётесь за эпические формы, то соответствуйте им или гомеровским гексаметром из Илиады или пушкинской строфой из Онегина

    иначе хаос

    или то, что мы сейчас испытываем от попытки не расплакаться от опаляющей жалости

  • mayor

    Как бы хорошо, но: Эпиграф — нафиг, слишком длинно. И я как бы понимаю, что план произведения, туда-сюда, выходит вот это. В качестве упражнения да, а так — нет.

  • capp

    попытаюсь прочесть позже. 

    сейчас пока не получилось.(

  • winnyy

    вот. прорвался таки сквозь все банхаммеры и личные неприязни

    ибо алчу только добро и свет

     

    замечательный стих!!!!!
    В СТОЛЬ КОРОТКОМ СТИХОТВОРЕНИЕ ТАК МНОГО ВЛОЖЕНО!!!!!!

     

    Замечательные люди загадочным образом встречаются на сайте. И все, чудесно Вы сказали, совершенно не случайно! Полна чудесами жизнь... Учимся один от другого, ласковые и умные слова поддержки вчера еще чужого и незнакомого человека помогают и выстоять в несладкую минутку, и выше голову поднять, и научиться у него теплу, радости, принять частичку света и добра, быть смелей и уверенней.