Alterlit

Почему российские фильмы такие плохие?

Я люблю кино. Безумно. Но текст, что Вы сейчас читаете, не хвалебная ода, здесь я попинаю то, что не пинал только ленивый, потому что лежачего пинать просто. Я о развлекательном российском кино.

Но не пинками едиными будет жива эта статья. Мы обсудим, по каким причинам зрителям хорошо. По каким плохо. И большей частью поговорим о сценариях, потому что с картинкой у нас в последнее время всё отлично, даже горизонт нигде не завален. Я не режиссер, не сценарист, зато, как Вы поняли, я зритель из рода зрителей (зритель и по отцовской, и материнской линии, простите мне моё чувство юмора или смейтесь над ним).

Но хватит обо мне, вернёмся к фильмам.

"ЭТО ВСЁ СЦЕНАРИСТЫ"

Эти слова повторяют в интервью и Андреасян, режиссер незабываемых в интернете "Защитников", и Файзиев, снявший неплохой "Турецкий гамбит" и недавний миллиардный "Вратарь Галактики". Они повторяют, что фильмы плохие, потому что перевелись хорошие сценаристы на Руси. Как говорится в одной китайской мудрости, не смей винить себя в том, в чём можно обвинить кого-то другого.

Кстати, про Китай. Слышали про российский фильм "Кома"? Шикарный фильм. Четыре года создания спецэффектов, и они на нереальном уровне, мне повезло посмотреть его в кинотеатре, но повезло в плане картинки, она волшебная. Но точно, по моему наглому мнению, не повезло услышать диалоги. В китайской половине Тик-Тока кадры из него набирали миллиард просмотров, и китайские прокатчики "Кому" радостно закупили. А потом посмотрели. И решили переписать почти 80% диалогов и сюжет.

Так может у нас, в России, и правда проблема со сценаристами. Хм... Тогда почему с сериалами и фестивальным кино проблем нет?


ПРОБЛЕМА НОМЕР ОДИН: НЕУВАЖЕНИЕ К РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОМУ КИНО

Фестивальные российские фильмы любят и награждают.  О "Дылде", который оказался в списке любимых фильмов Барака Обамы, ну бывшего президента США, ничего не скажу, руки мои до Балагова ещё не дошли.

Но что есть, то есть, Звягинцев, Быков и другие проповедники тяжёлой жизни снимают отличное кино. Но, увы, не для кинотеатров. Вот дома на диванчике, греясь об любимого человечка, подумать о судьбах родины можно, на красивых фестивалях вместе с бомондом похвалить можно, в кинотеатры на них идти не хочется. Но именно у них хорошие сценарии, диалоги. Так в чём дело, если в фестивальном кино сценаристы оказывается не перевелись?

Дело в неуважении к развлекательным фильмам. У нас к развлечениям, вообще, презрительное отношение, не только к фильмам, но и книгам. Вам встречались люди, что презирали Донцову и восхищались Достоевским, при этом не дочитали ни одной книги второго и перечитали библиотеку первой? Это нормально. Такое у нас отношением к развлечениям, стыдно нам развлекаться, не хотим же быть стрекозой из басни.

Но и у киноделов есть такое же презрение, они хотят творить искусство, а не развлекать массы. Об этом и говорят режиссеры, когда жалуются на сценаристов, что те хотят или показать разруху, что и в головах, и в туалетах, или "делать искусство", где стул это стол, а голова — собака. А развлекательное кино искусством не считают.  И это ошибка.

А что они сами, режиссеры, берут сырой материал, не дорабатывают, а снимают по нему, молчат почему-то. И все забывают, что культовые фильмы это чаще всего добротные с уважением и серьёзностью созданные фильмы развлекательные: "Терминатор: Судный день", "Назад в будущее", "Властелин колец", "Титаник", "Брат".

Да, "Брат" Балабанова не случайно сюда затесался, но об этом чуть ниже.


ПРОБЛЕМА НОМЕР ДВА: НЕ ЗНАЮТ ЗРИТЕЛЕЙ

Быков, впрочем, старался дойти до масс, снимал "Завод" для проката, но ему пришлось извиняться за то, что фильм провалился.

Но послушайте недавние интервью Быкова, он до сих пор уверен, что людям нужна социальная чернуха: "Самый главный жанр, самый, вернее, органичный, самый культовый и самый крутой, самый полезный для российского зрителя жанр это всё-таки чернуха. Потому что в чернухе есть и шутка, и констатация реальности, мы же любим правду. Мы — русские люди".

Иногда режиссеры и сценаристы попадают в такую ловушку, они считают, что знают, что людям нравится и нужно. А на деле промахиваются и в том, и другом. Разве людям нужно чувство обреченности, что возникает после "Дурака", "Завода" и парализует на несколько дней. Разве оно им нравится? Социальные проблемы такие фильмы показывают, а как решать их нет, так и зачем тем, кто в этой социальной реальности живёт за эти фильмы платить, на эти фильмы ходить: ой, смотрите, нашу безнадёгу и там, и тут показывают!

Но как же "Брат"? Тоже социальная чернуха, реализм, правда и всё такое? А вот и нет. В каком же реалистичном рассказе один герой может справиться с целой толпой, в каком реалистичном рассказе к тебе приходит Бутусов, твой кумир, потому что ошибся дверью.

Культовый "Брат" Балабанова это боевик. Но от документалиста. От человека, который хорошо знал своих зрителей и своё время, поэтому попал в самое сердце эпохи. Вот, что говорил сам Балабанов: “Денег не было снимать интеллектуальные фильмы. А “Брата” мы сняли практически без затрат. В то время уже была очень популярна бульварная литература. Никакой высокой идеи не было вообще. Мы с идеями не снимаем...”

После "Брата" не было безнадёги, ощущения, что усилия напрасны, что барахататься бесполезно. Брат же победил, значит, и мы можем, а кого не победил, того простил. Ещё и деньги получил. Представляете, что быковский Дурак достучался до жителей дома, сверг местную власть и сам стал честным мэром? А в звягинцевской "Нелюбви" супруги в конце снова полюбили друг друга, нашли сына и стали жить счастливой семьёй. Это уже голливудщина какая-то, Вам не кажется, что кино потеряло глубину, актуальность? А вот и правда голливудщина! Голливуд давно понял, что надежда хорошо продаётся. Так и пишут их сценаристы: "Надеждой заканчиваться должен фильм". Мало того, что продаётся, надежда ещё и делает людей счастливее, подталкивает их к лучшей жизни.

Мои любимые советские фильмы закачиваются хорошо и чернухи в них нет. Не перестаю пересматривать. Но может это ностальгия? Кстати, ностальгия по советским временам тоже хорошо продаётся. Самый кассовый российский фильм это "Движение вверх" про советскую эпоху, но это в пересчетах на заморские деньги, в родных деревянных его опередил "Холоп", крепкая комедия после которой хочется пойти к ближайшей речке праздновать Иван Купала, несмотря на середину января.

По кассовым сборам можно многое понять, если заглянуть в топ, например, что фильмы о Великой Отечественной войне всё ещё интересны, интересен спорт. Если смотреть глубже, окажется, что эти фильмы дают нам то, что Запад дать не может. Рассказывают, почему мы такие особенные. То есть в том или ином роде дают самоидентификацию, нажимают на патриотические струнки, на нашу народную гордость или рассказывают народные анекдоты.

Да, пока так. Но это вместе с хорошими сценариями и не даёт российскому кино загнуться.

Надеюсь, будущее российского кино будет вертеться не только вокруг наших особенностей, но и жанровые фильмы, не завязанные на нашей истории, тоже будут развиваться, сейчас из таких фильмов могу вспомнить только "Он — дракон", фильм крепкий в рамках своего жанра: любовное подростковое фэнтези.

Кстати, ради справедливости, нужно упомянуть, раз поговорили о "Коме",что "Он — дракон" нашёл своего китайского зрителя. Сначала фильм стал хитом на пиратских китайских ресурсах, а потом они на него ещё и в кино сходили. Забавно, что изначально китайские прокатчики не хотели его закупать, думали, что китайскому зрителю злой дракон не понравится. Ошиблись. Зрителям может и не понравился, а зрительницы были в восторге. Так может и с "Комой" они ошибаются?

Вот и похвала была. Но вернёмся к пинкам.

Есть же фильмы, которые не знают ни свою аудиторию, да и в сценарном плане не блещут, но собирают?
"Защитники", так нелюбимые мной, окупились в два раза. Как так?

ПРОБЛЕМА НОМЕР ТРИ: СБОРЫ В ПЕРВЫЕ ВЫХОДНЫЕ

Помните, мы говорили о том, что у российских сериалов всё хорошо со сценаристами? Потому что для сериалов важно не один раз привести людей, а приводить зрителей снова и снова. А если это ещё и площадка платная, то заставить их отдать кровно заработанные.

Фильмам же со зрителями можно не церемониться. Они окупаются на первых выходных, главное притащить людей в кинотеатры.

Считать успехом то, что фильм окупился в первые выходные, это болезнь, которая поразила кино по всему миру, и которая, я надеюсь, скоро закончится, потому что и репутация режиссеров от этого страдает, и репутация студий. Зачастую каждые новые выходные продажа билетов падает, например, на "Защитниках" она падала на 90 % каждые выходные. Но за первые выходные фильм успевает окупиться. Так и зачем им снимать хорошее кино?

Им, кажется, что достаточно хай концепта и рекламы, чтобы заманить людей в кинотеатры. Правильно кажется.

Хай-концепт (high-concept) — это когда можно описать фильм одним интригующим предложением? Хай-концепт в советском кино тоже был, но вряд ли так назывался. "Иван Грозный попадает в СССР, а зануда-управдом занимает его место на престоле", "Скромный отец-одиночка пытается подлизаться к начальнице, чтобы добиться повышения, и влюбляется на самом деле", "Воспитатель детского сада заменяет главаря банды". Но пересматривают их не из-за хай концепта, у этих фильмов есть ещё и качество, хорошие шутки, интересный сюжет и счастливый конец.

Но тем, кто гонится за быстрой прибылью, на качество плевать. Такое происходит так часто, что зрители уже знают — за интересной идеей может скрываться кино, которое стыдно смотреть. И такие недобросовестные компании и режиссеры делают хуже не только себе, но и гробят репутацию всему российскому развлекательному кино.  Вот мы и попали в порочный круг. Из-за этого, в том числе, и уважения к развлекательным фильмам нет, смотрите проблему номер один.

БУДЕТ ЛИ ХЭППИ ЭНД У ЭТОЙ СТАТЬИ?

Да, если наши киноделы поймут, что развлекательное кино это тоже искусство. Ещё сложнее. Это искусство, которое не может замкнуться в себе, ему нужны зрители, нужно стать популярным, стать продающимся.

Сценаристы у нас хорошие, режиссеры хорошие, но они презирают развлекательные фильмы, поэтому или не снимают их, или не стараются, или спешат за прибылью и забывают о зрителях. Всё, что нужно для отличного развлекательного кино, у нас есть. Иногда даже оно сходится в одной точке, и российское кино со скрипом, но всё же поворачивается к зрителям лицом.

Не согласны? Хотите закидать меня попкорном? Милости прошу в комментарии.

  • 87
    18

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться в системе. Зарегистрироваться
  • hlm
    Аля К. 01.03 в 11:38

    Закидывать попкорном не буду, спасибо за текст!

  • plusha
    plusha 01.03 в 11:53

    А еще почему-то стоящее очень долго идет к зрителю.  Вот, например российский "Мы" по Замятину, был снят уже два года назад, и даже вся съемочная группа была в восторге. А где? Сейчас глянула инет - вроде, обещают с 28 марта.... на разных площадках при том написано, что фильм 2020 года, 2021, но нет..... и так часто, что-то с запазданием, а что-то вообще к зрителю не приходит. Не знаю, почему.

  • bijoux
    Elle 01.03 в 12:09
    Странный вопрос. Учитывая тот факт, что всё, что производится в нашей стране есть продукция низкого качества.
  • bitov8080
    prosto_chitatel 01.03 в 12:12

    Прям все так плохо? Не знаю, я человек простой, стараюсь наши фильмы часто не смотреть, и всё хорошо

     

  • bitov8080
    prosto_chitatel 01.03 в 12:13

    ответ на комментарий пользователя Elle : #3477751

    Здесь не могу согласиться. 

  • fivebaton
    Пять батонов 01.03 в 12:22

  • fivebaton
    Пять батонов 01.03 в 12:23

    ответ на комментарий пользователя prosto_chitatel : #3477753

    здесь не могу не согласиться.

  • 1udaff

    Сама статья очень грамотная и написано все по делу. Однако, мне кажется, что проблем у российского кино больше, чем три. Но, безусловно, удается снимать и отличные (на мой взгляд) картины. Да и отечественные сериалы в последнее время начинают радовать. 

  • 1udaff

    Последний раз в кинотеатре я был в 2012 году. Меня категорически не устраивает общая тенденция - в зале ОЧЕНЬ ГРОМКО. Я плохо переношу громкие звуки. 

  • Karl
    Kremnev207 01.03 в 12:43

    В кинотеатр на русское кино ходил на Довлатова, мне понравилось, смотреть было интересно...ушедшая эпоха представлена, быт, литераторы Ленинграда, здорово.

  • lena3556

    ответ на комментарий пользователя Дмитрий Соколовский : #3477759

    Хм.. Тоже напрягает излишний шум и хруст попкорна под ухом. Более года предпочитаю смотреть фильмы дома, где максимальный посторонний шум - это мурчание котов)

  • lena3556

    Автора закидать попкорном абсолютно не хочется)

  • Karl
    Kremnev207 01.03 в 12:45

    А вот ходили с женой на РАЙ Кончаловского, сдуру взяли два попкорно совершенно неподумав , но было так стрёмно хрустеть да и немыслемо, так и не притронулись, там же про концлагерь, про войну.....

  • Karl
    Kremnev207 01.03 в 12:48

    Не русские фильмы есть хорошие , конечно не такие как раньше но есть, раньше то и сахар слаще  вот фильмы про войну :Переводчик, Гетеры майора Соколова, Молодая гвардия, Калашников

  • Karl
    Kremnev207 01.03 в 12:53

    Кстати обажаю фильмы про писателей, они все иностранные особенно нравится Быть астрид Лингрен,очень качественный фильм, вот и Довлатов тоже как то приближён к такому уровню, Ещё фильм Чехов тоже импортны, тоже крутой, потом про Селенджира, про женщину американскую писательницу которая подписи подделывала тоже восхитительный, 

  • pokrovchan
    писарчук 01.03 в 12:54

    Мне лично нравится серьёзное кино. Но оно снимаентся только длЯ киноклубов, на больших экранах ипо Тв оно не проходит. В СССР было нмного иначе - актёры и зрители были одной крови. Но сейчас зрители мало ассоцируют себя с героями фильма, а актёры не могут сыграть свои роли достаточно правдиво - особенно в исторических фильмах.

  • Karl
    Kremnev207 01.03 в 12:55

    ответ на комментарий пользователя писарчук : #3477769

    не слищком серьёзное не люблю я помню на Сокуровский фильм про императара Японии еле высидел

  • 1udaff
    Маючая Елена, 01.03.2021 12:43

    ответ на комментарий пользователя Дмитрий Соколовский : #3477759

    Хм.. Тоже напрягает излишний шум и хруст попкорна под ухом. Более года предпочитаю смотреть фильмы дома, где максимальный посторонний шум - это мурчание котов)

    Ну вот видишь, а я уже девять лет:)

  • lena3556

    ответ на комментарий пользователя Дмитрий Соколовский : #3477772

    Ну ведь Вы и постарше меня)

  • mayor
    mayor1 01.03 в 13:19

    Лучше бы автор был критиком по рождению. Бред какой-то.

  • capp
    Kэп 01.03 в 13:21

    Зашёл чисто посмотреть, кто автор такого фееричного заголовка. 

    Фрещтрещ - это типа корзины что ли?

  • bbkhutto
    Lissteryka 01.03 в 13:26

    Соглашусь с майором.

  • lena3556

    "Мы обсудим, по каким причинам зрителям хорошо" - кто это "мы"?

     

  • lena3556

    ""Терминатор: Судный день", "Назад в будущее", "Властелин колец", "Титаник", "Брат"" - это что за набор? для "критического Оливье? С "развлекательности" того же "Титаника" ойцуела, как и "Брата".

    после "неплохого "Турецкого гамбита" захотелось швырнуть не попкорн, но до урожая помидоров еще так далеко)

  • Karl
    Kremnev207 01.03 в 13:40

    В конце прошлого года для себя открыл южнокорейское кино. Начал с Паразитов потом Дефолт, Чикагская печатная машинка( про молодого писателя) там показано какой у них всё же культ писателей) Красивые книжные магазины, библиотеки стильные, фанатки писателей))))

  • lena3556

    ответ на комментарий пользователя Kremnev207 : #3477785

    +++ мы тоже подсели на корейский кинематограф

  • Karl
    Kremnev207 01.03 в 13:46

    ответ на комментарий пользователя Маючая Елена : #3477786

    да он( юнокорейский кинематограф) мне показался по духу ближе к русским проблемам, чем культовый слащавый напичканый компьютерной графикой Терминатор например. Мы же азиаты))))

  • Karl
    Kremnev207 01.03 в 13:47

    Блин я ещё помню в середине 90-х ПОРНО было в кинотеатрах азиатское серьёзное качественное порно  ИМПЕРИЯ ЧУВСТ))))

  • bbkhutto
    Lissteryka 01.03 в 14:06

    На самом деле - кровь из глаз. 

    В общем, у этого текста ровно одна проблема - что он есть.

    С.ка, это ж надо так.

    Я так понимаю, что за это должен по идее причитаться гонорар? ну-ну.

     

  • Karl
    Kremnev207 01.03 в 14:11

    Помню года два приехали мы в командировку в Канаш, захотели кино посмотреть, а там кассир и говорит, если наберётся десять человек, то покажем а если нет то извиняйте))))

  • Karl
    Kremnev207 01.03 в 14:13

    ответ на комментарий пользователя alonaumk : #3477791

    людей на коментарии выводит)))) следовательно чем провакационее тем больше каментов?

  • alonaumk
    О Кэп мой Кэп 01.03 в 14:15

    ответ на комментарий пользователя bbkhutto : #3477790

    Текст задачу выполняет, людей на комментарии выводит, горжусь этим текстом :)

    Изменено: на обсуждение выводит, всё же проблемы в российском кинематографе есть, и если их не будут обсуждать, то они и не исчезнут

  • alonaumk
    О Кэп мой Кэп 01.03 в 14:17

    ответ на комментарий пользователя Kremnev207 : #3477793

    Знакомая ситуация. Жили в Судаке — там трёх человек было достаточно, чтобы фильм крутить

  • Karl
    Kremnev207 01.03 в 14:18

    и нормально просто Бухитто не принёс махитто Манэ вот она и сердитая крофь из глаз

  • Karl
    Kremnev207 01.03 в 14:18

    Гыыы)))))

  • lena3556

    ответ на комментарий пользователя alonaumk : #3477796

    если обсуждать чью-то жирную задницу, она от этого не станет тощей.

  • fyva
    Левая Рега 01.03 в 14:22
    Kэп, 01.03.2021 13:21

    Зашёл чисто посмотреть, кто автор такого фееричного заголовка. 

    Фрещтрещ - это типа корзины что ли?

    Плюсану. Это корзина, но это не точно.

  • bbkhutto
    Lissteryka 01.03 в 14:34

    Слышь, Кремнев. а у тебя точно есть жена?

    А она знает, чем ты здесь занимаешься?

  • Karl
    Kremnev207 01.03 в 14:39

    ответ на комментарий пользователя bbkhutto : #3477810

    Уважаемая Бахутто, но этот вопрос не потеме поста, а это флуд и неуважение к автору, давайте будем корректными)

  • hlm
    Аля К. 02.03 в 00:06
    bbkhutto, 01.03.2021 14:06

    На самом деле - кровь из глаз. 

    В общем, у этого текста ровно одна проблема - что он есть.

    С.ка, это ж надо так.

    Я так понимаю, что за это должен по идее причитаться гонорар? ну-ну.

     

    Вам никто не мешает написать хороший в Вашем понимании текст и отправить его на рассмотрение редакции.

  • bbkhutto
    Lissteryka 02.03 в 09:21

    ответ на комментарий пользователя ХЛМ : #3477872

    Все будет. ) (или нет)

    А по теме - автор какбэ сам предлагал если что в него покидать. Или нет?

    Текст абсолютно дилетантский же. И с большими логическим провалами, а ведь он же типа не художественный.

    Оценивала его чисто по канонам - пиши о том, о чем знаешь, или о том, чего не знает никто. 

  • lena3556

    ответ на комментарий пользователя bbkhutto : #3477884

    "Оценивала его чисто по канонам - пиши о том, о чем знаешь, или о том, чего не знает никто" - ыыы а ведь золотые слова. Я так и делаю: пишу о балете, казино или фантастику/мистику. Ну либо приходится погружаться матчасть. Полезно тоже знаете ли.

    Про дилетанство. Ваш друг Монэ - дилетант по буквам. Ну и чо - пишет себе, а вы его коронуете)

  • bbkhutto
    Lissteryka 02.03 в 09:58
    Монэ - бог буквами. По сему в коронации не нуждается.
  • lena3556

    ответ на комментарий пользователя bbkhutto : #3477889

    ахахахаааа

    не сотвори себе кумира-графомана

  • bbkhutto
    Lissteryka 02.03 в 10:06
    Разберуся)
  • lena3556

    короче, ссаная тряпка лучше медового пряника. Альтерлит такими примерами кишит)

  • capp
    Kэп 02.03 в 10:18

    ответ на комментарий пользователя Маючая Елена : #3477893

     

    -тся!!

  • lena3556

    да, конечно) исправлю сейчас даже в комменте. Совмещала с приготовлением завтрака.

  • lena3556

    от того вознесения на пьедестал ни один автор писать лучше, точнее, грамотнее не стал. Пьедестал - это зло для тех, кто действительно к чему-то стремится и хочет вырасти.

    зато вознесенные "прынцы" в картонных коронах уже не могут воспринять конструктивную (именно конструктивную) критику в свой адрес. Как итог не развиваются, а деградируют окончательно.

     

  • bbkhutto
    Lissteryka 02.03 в 10:26

    а кто мешает?) я про тряпку

    Но. Лично. Я. О. Нем. И. Его. Текстах. думаю как написала выше.