bitov8080 prosto_chitatel 08.03.21 в 07:42

Тренды современной литературы. Новинки, авторы, романы. "Неделя Книги" от ЛитРес и MyBook

#imhoch #новые_критики #альтерлит #новинки #тренды_литературы

С 3 по 7 марта на смотровой площадке “Панорама 360” башни Федерация в Москва Сити группа компаний ЛитРес и крупнейший сервис по подписке MyBook провели “Неделю Книги”.

В эти дни прошли встречи с главными редакторами порталов, писателями и теми, кто только мечтает писать и публиковаться. 

Екатерина Писарева, главный редактор MyBook, прочитала лекцию о современных трендах в литературе. На какие новинки стоит обратить внимание, что читать и, цитирую из анонса лекции, “почему не стоит бояться современной литературы”.

Итак, для начала немного сухой статистики: в настоящий момент больше читают женщины, меньше всего читают люди в возрасте от 55-ти лет и выше. 

Слово “тренд”, конечно, прежде всего соотносится с областью моды, возможно, стоит говорить о неких направлениях, которые в настоящий момент наиболее значимы в книгоиздательстве:

Так называемый “женский взгляд” и все, что можно отнести к романам с такой оптикой. 

Авторы женщины выходят на передовую книгоиздания, сейчас их голос звучит все увереннее, все свободнее можно проговаривать многие вещи, интерес аудитории к таким книгам растет.

Женщины выдвигаются и получают престижные премии, становясь наиболее значимыми фигурами литературного процесса. 

Здесь прямо хочется поздравить всех женщин с их многострадальной “женской прозой”, пожелать писать еще больше и смелее и порадоваться за каждую, чьи книги находят читателя. 

Однако радоваться долго лично у меня не получилось, потому что, чем глубже мы погружались в дебри лекции, тем тягостнее становилось на душе. 

Судите сами:

 Проза поэтов.

Писатели, которые изначально заявили о себе прежде всего, как поэты, стали чаще писать романы в прозе.

Например, Александр Иличевский (вот откуда этот богатый язык и яркая метафоричность), Алексей Сальников, тоже поэт, перековавшийся в прозаика.

Вышла книга Аллы Горбуновой “Конец света, моя любовь”. 

Поэт Мария Степанова написала философско-документальная книгу “Память памяти”,  посвященную “восстановлению и исследованию её еврейско–русских семейных корней, каталогизации и осмыслению фамильного прошлого”.

Ей хотелось “рассказать о своих родных, неприметных на фоне большой истории”. 

 Интерес к прошлому.

Попытка осмыслить историю рода, через призму века - это, собственно, тоже один из текущих трендов. 

В своих книгах авторы делают попытки понять кто мы, и как на нас повлияли травмы прошлого.

 Здесь нам предлагают читать роман Марины Степновой “Сад”, о котором неоднократно писали новые критики в статьях на нашем портале.

Этот роман - литературное осмысление 19-го века, где у довольно уже взрослых людей рождается девочка, и вся жизнь имения начинает строиться под её желания.

История о том, как можно пойти по головам, если слишком сильно любят. 

Далее, можно ожидать выхода нового романа от Дмитрия Быкова “Истребитель”. Здесь, как часто бывает, несколько направлений сходятся в одно: поэт пишет прозу, роман о советских летчиках,  продолжение романов “Икс” и “Июнь”.  Словами автора: “Просто читайте, рассказать об этом невозможно”. 

 

 

Гузель Яхина выпускает новый роман, который с нетерпением ждут её поклонники, это жуткие приключения эвакуации детей в 20-е годы начала прошлого столетия. 


 

 Литература травмы. 

Название тренда говорит само за себя, это проговаривание всего, что автор хочет поведать читателю, открывшему его книгу. 

Из новинок можно отметить дебютный роман поэтессы Оксаны Васякиной в стиле терапевтического письма через призму фем-оптики - “Рана”. 

Это книга о том, как у главной героини умирает мать, и та везет хоронить её прах в Сибирь. С матерью у героини очень натянутые и отстраненные отношения, здесь прямо и без утайки, откровенно и искренне делается попытка осмысления смерти близкого человека, проживание горя и поиск путей его принятия. А также, поиск и принятие себя и своей истории. 

Это такое страшное переживание, говорит лектор, которое писательница выговорила через книгу, работая со стигмами, тема смерти, о которой принято молчать, подается прямо и без прикрас. 

Оксана пытается исследовать, как работает женское письмо и показывает, что каждый из нас, обладая талантом и инструментарием, может рассказать о себе все, что пожелает.

 

Еще одна новинка из этой категории - книга Екатерины Мартыновой “Исповедь узницы подземелья”. 

Как раз недавно освободили после отсидки одного из персонажей книги, человека, похитившего двух девушек, который запер их в подземелье и удерживал там несколько лет.

Екатерина - одна из жертв преступника, в книге, видимо, можно с головой погрузиться в проживание такого опыта.


Из предыдущего плавно вытекает следующий тренд: Автофикшн. 

Буквально, автофикшн означает “самовыдумывание”, “автовымысел”. 

Тот случай, когда автор “перестает придумывать литературу”, и встает на пересечении автобиографии и художественной литературы.

Когда ему в принципе и не нужно ничего выдумывать, а лишь по ходу действия не забывать о том, как сохранить отношения с ныне живущими и здравствующими, в том числе, про которых он и пишет книгу. 

Здесь лектор отметила книги таких уже известных писателей, как «Моя борь­ба» Кар­ла Уве Кна­у­сго­ра, написавшего автобиографию в шести (!) томах и «Лишь крат­кий миг зем­ной мы все пре­крас­ны» аме­ри­кан­ско­го пи­са­те­ля вьет­нам­ско­го про­ис­хож­де­ния Оу­ше­на Вон­га. 

Здесь важ­на лич­ность рас­сказ­чи­ка: бу­дучи эми­гран­том, Вонг рас­ска­зы­ва­ет о сво­ем детстве во Вьет­на­ме, опы­те взрос­ле­ния и от­но­ше­ни­ях с ма­те­рью.

Рос­сий­ской ли­те­ра­ту­ре ост­ро не хва­та­ет ис­то­рий, рас­ска­зан­ных из лич­но­го опы­та, так что, авторам можно дерзать и в этом направлении.

Так поступила Ольга Брейнингер, ведущая курсов литературных мастерских по, собственно, автофикшну, и написала роман “В Советском Союзе не было аддерола”.

Про одиночество, эмиграцию и, как водится, поиск себя в этом бездушном мире. 

Бездушный мир продолжает существовать в другом тренде текущей литературной повестки: Антиутопии. 

О как бы понятном современном интересе к литературе о конце света. 

В этом ключе написан роман “Особое мясо” Августина Бастеррика - это абсолютно ужасный, кровавый мир, где узаконено людоедство.

О том, как после вируса стало невозможно употреблять в пищу животных, и одни люди, каста “тех, кто ест”, выращивают на убой других людей.

Травля, охота и рецепты приготовления “пальчиков”, все можно найти внутри.

Другая книга “Полиция памяти” японского писателя Ёко Огавы, поэтическое повествование, в котром люди живут в состоянии потери памяти, каждый раз, просыпаясь никто не может гарантировать, что то, что тебе дорого, не исчезнет бесследно в никуда. Это жутко, но красиво написано, - так рекомендует лектор данную книгу.

Белорусский писатель Виктор Мартинович и роман “Ночь” о том, как солнце однажды не взошло, и что из этого получилось. 

Наконец, мемуары

Интерес к мемуарам растет, их перечитывают, они входят в списки различных литературных премий. 

Например, книга Олега Лекманова, настоящая литературная “раскопка” - "Жизнь прошла. А молодость длится..." Путеводитель по книге Ирины Одоевцевой "На берегах Невы", в которой автор сравнил и переосмыслил, “как оно на самом деле было”. 

Мемуары Марины Абрамович, “бабушки” российского перформанса на грани жизни и смерти. 

Воспоминания Джейн Биркин о своей творческой семье, когда она то чувствовала себя избранной, то “забытой обезьянкой” в тени знаменитых родителей.

Так же, лектор отметила набирающй обороты в литературе так называемый “квир-роман”,  выделив роман Микиты Франко “Дни нашей жизни” о подростке, воспитанном гей-парой в современной России. 


 

Где-то в этом месте лекция закончилась и посетителям предложили задавать вопросы.

Екатерина замечательный рассказчик и лектор, явно разбирается в литературе и книгах, но желания задавать какие-либо вопросы не возникло. 

Если вы уже дочитали до этого места, то, возможно, вы поймете, почему именно.

Мне просто уже было нехорошо. 

Какой вопрос можно задать, услышав о текущих трендах? 

Как не бояться современной литературы? Действительно, как это можно сделать при таких новинках книжного рынка? 

Как воспитать в себе смелость открыть книгу о травмах отдельного человека и погрузиться в нее?

Как читать о насильнике, чтобы быть сопереживающим и в то же время дистанцировать себя от происходящего на бумаге?

Как пропустить через себя фантазии об узаконенном людоедстве?

Но не эти вопросы - главные.

Главный вопрос - для чего? 

Во все времена книга была не просто историей о поисках себя, приключением, удовольствием, беседой автора с читателем. 

Не просто записками или дневником любого, кто захочет поведать миру о содержимом своей головы и души. 

Книга прежде всего куда-то зовет и чему-то учит. 

Чему учит нас современная проза? К каким моделям устройства мира и отдельно взятого персонального государства каждого человека приведет нас такая литература, вот о чем стоило бы задуматься сейчас. 

Лично я очень далека от ханжеского восприятия любой темы, поверьте. Нет ничего плохого в том, что сегодня существуют возможности говорить обо всем, о чем пожелает душа, но все ли это стоит называть литературой и складывать на полках книжных магазинов? 

Пару лет назад РИА Новости опубликовало небольшую новостную заметку о том, что ученые подсчитали:  в случае отсутствия иной пищи каннибализм позволит человечеству длить свое существование на протяжении трех лет. Эту мысль высказали исследователи из Великобритании в журнале Journal of Physics Special Topics. 

Сегодня об этому уже пишут книги.

Кто и зачем пытается достучаться до нас сегодня, и как долго в принципе продлится наше существование с такой повесткой?

А ведь в литературе общество находит свою действительную жизнь, возведенную в идеал. 

И это сказала не я, это сказал Белинский.

Что сегодня возводится в идеал? Вот то, о чем нужно и должно задуматься. 

И это то, о чем  Новые Критики будут писать и рассказывать в своих статьях.

Оставайтесь с нами в этом пугающем мире современных трендов, друзья.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 32
    9
    174

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.