Фильм "Земля кочевников" (2020)/Nomadland, номинант на премию Оскар, 2021
#Nomadlend #inhoch #alterlit #новые_критики #экзистенциальность #любовь_и_дороги
Фильм не нашел у меня никакого отклика. Депрессивно.(с)
Давно такого не чувствовал. Фильм вспыхивает в сознании кометой, горит и улетает за горизонт памяти, прощаясь обнадеживающим: "Увидимся на дороге". И мы ведь точно "увидимся".(с)
Это были скучнейшие 2 часа в моей жизни. Пустота картины сравнима с пустыней Сонора, находящейся на территории штатов Аризона и Калифорния. Фильм представляет собой безжизненную поделку, прикрывающуюся пометкой 'не для всех'.(с)
Копи на пенсию смолоду и никому не доверяй! (с) - из отзывов зрителей
Фильм "Земля кочевников" (2020)/Nomadland, режиссер Хлоя Чжао, главная роль Френсис Макдорманд.
Вытащив из контейнера кое-какой нехитрый скарб, немолодая женщина Ферн грузит все в небольшой трейлер, хлопает дверью и уезжает в туманную даль холмистой, припорошенной снегом Америки.
Так начинается фильм “Земля кочевников”, уже получивший престижные премии кинофестивалей и один из номинантов на Оскар.
Он основан на книге Джессики Брудер 2017 года "Страна кочевников: выживание в Америке в двадцать первом веке", снимала фильм режиссер Хлоя Чжао, которая ранее сняла документалку про жизнь в индейской резервации. По отзывам, такую же изучающе-отстраненную и неторопливую.
Прежде всего здесь стоит отметить грамотную работу с атмосферой и цветовым решением фильма. Словно чуть размытые серо-бежевые, не самые оптимистичные тона, иногда разбавляемые белоснежной пустыней и розовеющим небом. И музыка, отлично ложащаяся на картинку музыка от композитора Людовико Эинауди.
Фильм рассказывает о людях, сознательно выбравших жизнь “перекати-поля”, людях не совсем бездомных - они решительно себя таковыми не считают, так как у них есть и кров и стол в трейлерах, собственно, почти вся планета в их распоряжении, но и оторванных от цивилизации в обычном понимании. У них нет постоянной работы, семей, домов или квартир, они практически ничем не связаны.
Все роли, кроме роли Макдорманд и еще одной, исполнили непрофессиональные актеры, те люди, о которых написано в книге 17-го года.
Когда-то Ферн, роль которой сыграла Френсис Макдорманд, жила в небольшом городе со своим мужем в типовом худосочном домике возле градообразующего завода по производству гипсокартона. На километры вокруг простирается пустыня, на горизонте маячат холмы и невысокие горы. Зимой там холодно, пожухлая трава прибита к земле заморозками, редкие деревья словно сливаются с серым небом, кое-где торчат ржавые качели, да высятся неживые трубы предприятия.
Завод закрылся, работы нет, люди разъехались кто куда, и город практически умер.
Но Ферн потеряла не только дом и работу. Мы знакомимся с ней, перебирающей вещи, и видим, как она обнимает мужскую рубашку, а позже говорит случайной знакомой - “да, я замужем, но муж умер”.
Сначала кажется, это история о человеке, обстоятельствами и злой судьбой лишенном семьи и крова над головой.
Ферн, как может, обустраивает свое нехитрое жилище в фургоне, колеся по стране в поисках сезонных заработков. Очень натуралистично, скрупулезно и подробно мы проживаем вместе с ней холодные ночи в машине, моем походные жестянки в тазу, купаемся в озерах по дороге, выстригаем на голове клоки волос машинкой, нанимаемся в придорожные забегаловки и моем обгаженные туалеты, испытываем приступы рези в животе, приступы одиночества, можно было бы сказать приступы отчаяния и грусти, но Ферн как будто бы не грустит.
Она одна. Она маленькая песчинка на этой планете, в этой пустыне, в степи, на огромном складе компании Амазон, в лесу, в озере, возле кучи картофеля в четыре человеческих роста, в бескрайнем молле, под стрелой погрузчика, в каске и грубых нитяных перчатках. Одна, но ей вроде бы не плохо.
Она не хочет покидать свой фургон даже когда тот ломается. Это и есть ее дом.
И еще дороги. И природа вокруг.
Режиссер Хлоя Чжан сняла временами кажущийся документальным фильм... наверное, об экзистенциальности бытия. Простите такое странные выражение, другое здесь сложно подобрать.
Что примечательно, скоро такие фильмы - вне текущей повестки, где показывают только белых, нормальной ориентации людей, будут в диковинку.
Да, поначалу опять же, думаешь - сейчас здесь будет о проклятом капитализме и засилии гигантских корпораций, потом думаешь - будет об американской изнанке социальной жизни, где люди порой до конца своих дней не могут получить жилье в собственность, или погасить долги и кредиты, или выплатить страховки и все счета, или ужиться с соседями, или воспитать детей так, чтоб не попасть в старости на улицу.
И да, все это неяркими набросками, мазками, короткими историями отдельных, встреченных по пути героиней людей, ложится на полотно фильма, но главным для меня стал мотив любви и одиночества.
Любви, которая, если есть или появляется, дает корни, прорастает и держит человека - в его доме, на его земле, с его семьей, родными, детьми и близкими друзьями, а когда любви нет, или она обрывается, как у героини Френсис Макдорманд, которая прожила часть жизни на экране, тогда человек словно вспоминает, что он просто часть космоса. Кусок метеорита, миллионы лет назад упавшего в песок пустыни, часть гигантской секвойи, выросшей у озера, где лежат камни, в которые к концу своего пути превратится каждый из нас.
И дороги, бесконечные их, извивающиеся змеи, холмы и бескрайние поля, степи и пустыни - только это когда-нибудь останется от нас, мы ляжем в землю и превратимся в землю.
А пока не превратились, можем выбирать. Хотим ли уйти туда, за горизонт, укатить подальше от суеты и шума больших городов, или все-таки остаться с теми, кому мы дороги.
Временные попутчики героини уже сделали свой выбор.
Она же на этих дорогах скорее проживает боль утраты любимого человека, с которым мысленно не может расстаться ни на миг.
И конец фильма получается открытым - она отпускает свою боль, и снова мелькают за окном зелень холмов и залысины пустыни, но мы понимаем, Ферн всегда может передумать и вернуться в большой и понятный мир уютных домов и теплых постелей.
Что мне понравилось больше всего - так это позитив, который, как ни странно при такой натуралистичной съемке, затрагиваемой теме и всех этих историях болезней, потерь и утрат, таки прорывается к концу светом солнца, брызгами океана, улыбкой ребенка и надеждой, даже скорее полной уверенностью, что все будет хорошо.
Ведь всегда, когда тебе шестьдесят лет, ты остриглась машинкой в сортире автозаправки, у тебя диарея и метеоризм, а морщины на твоем лице похожи на карту лунной поверхности, ты обязательно встретишь своего крокодила данди в неплохом комфортабельном домике с видами на море.
И никакая социалка с капитализмом этому не в силах помешать.
-
-
ответ на комментарий пользователя bbkhutto : #3480430
упс, сейчас допишу
-
-
Не знаю насчет документалки, которую ранее снял этот режиссер, но ее же фильм 2017 года "Наездник", на мой вкус, настоящий тихий шедевр, этот уже послабее в сравнении с тем, но тоже неплохой.
-
как гендерный шовинист я с большим предубеждением отношусь к режиссерам-женщинам (ой!ц)
исключение, пожалуй, Джули Тэймор (имхо). по крайней мере два ее фильма абсолютно великлепны.