Рецензия на фильм «Микки 17»

Привет зрителям!
Самое тяжёлое в процессе рецензирования кино это далеко не неизбежное требование вписать собственные резкие и неприятные эмоции в относительно дипломатичные рамки, а необходимость раз за разом наблюдать процесс бездумного растрачивания ценнейшего потенциала. В случае «Микки 17» именитый режиссёр Пон Джун-хо, несмотря на весь его опыт, превратил брутальный киберпанк-сеттинг в умилительную сахариновую историю, по сравнению с которой «Призрак в доспехах» с Йоханссон покажется реалистичной социальной драмой.

оригинальное название: Mickey 17
год: 2025
режиссёр: Пон Джун-хо
в ролях: Роберт Паттинсон, Наоми Аки, Стивен Ян, Марк Руффало, Тони Коллетт, Аннамария Вартоломей, Пэтси Ферран, Майкл Монро, Кэмерон Бриттон
«Микки 17» рассказывает нам о недалёком будущем, когда в связи с истощением ресурсов нашей планеты человечество стало активно искать новый дом. Главный герой, эпический раздолбай по имени Микки Барнс, попадает в экспедицию на далёкую планету практически случайно — они со своим другом по имени Тимо решают взять многомилионный кредит на развитие бизнеса не у банка, а у мафии, их бизнес предсказуемо прогорает, и теперь карикатурный криминальный босс, вдохновившись примером оппонентов Тони Монтаны, грозится расчленить незадачливых предпринимателей с помощью бензопилы.
Ну а куда бежать в наш век электронных платежей и тотальной слежки, когда должника можно найти даже в монгольской пустыне? Разумеется, на другую планету, поэтому герои хватаются за первую попавшуюся возможность — квази-религиозную экспедицию, возглавляемую претенциозным фанатиком Кеннетом Маршаллом, которому в голову взбрела идея колонизировать ледяную планету Нифьлхайм.
Но и тут Микки катастрофически не везёт — его деловой партнёр, имеющий навыки пилота, сразу устраивается на работу по специальности, а сам протагонист, за всю жизнь так и не научившийся ничему полезному, может претендовать лишь на должность «расходника». Содержимое его мозга копируют на жёсткий диск, и теперь Микки должен выполнять самые опасные задания — чинить оборудование под воздействием радиации, выходить на поверхность планеты без скафандра, чтобы проверить воздух на наличие неизвестных вирусов, тестировать на себе новые лекарства и отлавливать опасную живность. Разумеется, на такой работе Микки регулярно умирает, но это не беда — резервная копия его мозга делается каждый день, и за 4 года экспедиции героя клонировали с нуля уже 17 раз.

К счастью для Микки, в перерывах между тяжёлой работой у него имеется возможность крутить роман с агентом службы безопасности корабля — негритянкой по имени Наша Берридж. Также к Микки неровно дышит другой агент — симпатичная девчонка по фамилии Кац, однако Микки, очевидно из-за пещерного антисемитизма, оставляет её ухаживания без внимания.
Но в какой-то момент случайность нарушает установившуюся рутину, Микки, исследовавший среду обитания представителей местной фауны, падает в расщелину, а его напарник, уверенный в том, что Микки погиб, докладывает об этом на базу, где немедленно клонирует героя, который через некоторое время успешно возвращается домой. Получается, что в нарушение всех галактических законов, в мире существуют две идентичных личности, с одинаковой памятью, базовым набором эмоций, и теперь, согласно правилам, оба клона подлежат уничтожению. Однако процесс клонирования всегда даёт определённую погрешность, и новая, 18-я итерация Микки получается куда более агрессивной и готовой постоять за себя, чем пассивный и травоядный Микки 17. Здраво оценив всю абсурдность и несправедливость своего положения, Микки 18 сначала решает убить своего предшественника, а потом и вовсе затевает революцию, которая совпадает с обострением отношений между людьми и туземцами планеты Нифльхайм.

В середине XIX века по Европе гуляла легенда, что английская королева Виктория, узнав о том, что в её африканских колониях выкопали уникальный алмаз размером под сотню карат, повелела, что этого королевского камня не должна касаться рука простолюдина и решила самостоятельно заняться его огранкой. Разумеется, в руках непрофессионала большая часть материала пошла в утиль, и получившийся в итоге бриллиант едва дотягивал до половины изначального размера. Именно такие параллели возникали в моём сознании в процессе просмотра «Микки» - уж от кого, а от автора, давшего нам желчно-издевательское «Токио» и остросоциальных «Паразитов», я ожидал куда большего.
Казалось бы, режиссёру в руки были даны все возможные козыри — эстетически прекрасная киберпанковская основа сценария; ярко выраженное гиперболизированное социальное неравенство, так и просящее как следует его откомментировать; солиднейшая и глубочайшая философская основа, позволяющая поднять вопросы о самой природе человека; прекрасная почва для анализа сути религии и психологии толпы; и наконец, карт-бланш на создание целого нового мира на другой планете. Однако Джун-хо, слегка прикоснувшись к одним фундаментальным вопросам и полностью проигнорировав другие, сфокусировал всё внимание на милых и трогательных аспектах жизни протагониста, в итоге сведя практически весь фильм к милой романтической комедии в космосе, с обязательными элементами «Дома-2» и хэппи-эндом.
Какая там жутковатая в своей безысходности «Аниара», какой там аутентично-депрессивный «Бегущий по лезвию» - «Микки 17» оставляет за кадром всю важнейшую логистику общества будущего, вместо этого каждую секунду стараясь продемонстрировать зрителю, какой же Микки добряк и милашка, и как здорово и романтично развивается история его любви. Важнейшие аспекты повествования, обладающие наибольшим философским и драматическим потенциалом, в первую очередь, философски скользкая основа существования клонов, служат всего лишь неряшливыми декорациями, на фоне которых режиссёр рассказывает нам незамысловатую историю.

Очевидно, что причиняемая социальным неравенством боль занимает особое место в творчестве Джун-хо, отличным примером чего может служить «Сквозь снег», но изо всех сил ухватившись за трогательный образ всеми обижаемого «маленького человека», режиссёр раз за разом упускает возможность проанализировать причины его хождения по мукам, редуцируя основной философский посыл фильма до простеньких лозунгов уровня «зло — плохо, добро — хорошо». Да, всё снято красиво и очень профессионально, но аутентичность атмосферы постоянных страданий, призрачности завтрашнего дня, голода, истощения ресурсов и как следствие — неустроенности и сильнейшего стресса, загублена полностью.
Персонажи разделяют изначальный дуализм самой концепции фильма и являются одновременно трёхмерно-интересными и гиперболизированными до полного абсурда. Лучший пример этой тенденции — сам протагонист, и хотя стремление авторов показать Микки этаким заслуживающим сострадания скромным работягой вполне очевидно, его тенденция безропотно принимать удары судьбы скорее делает его похожим на знаменитую собаку из мема «this is fine». Главный герой совершенно пуст и лишён бэкграунда, за исключением нескольких секунд флешбеков, хотя, возможно, клону-расходнику это и к лицу.
В такой же степени напичканы внутренними противоречиями и две его пассии: с одной стороны, многие черты женской психологии показаны просто идеально — эпизоды, когда негритянка радуется, что два идентичных любовника будут одновременно доставлять ей в два раза больше удовольствия, или когда дамы перед лицом смерти делят клоны Паттинсона, заставляют аплодировать авторам стоя; с другой стороны, безусловное принятие вроде бы совсем неглупыми и приспособленными к жизни личностями диких правил, нарушение которых не несёт никаких последствий, явно притянуто за уши. Да и весьма интересные наблюдения о поразительной толерантности среднего человека к откровенному злу в итоге так и остаются на уровне намёков.
Соответственно, о реализме и технической стороне фильма можно даже не заикаться — откуда на покрытой льдом и сумрачной планете фотосинтез и хоть какая-то флора, что жрут туземные формы жизни, почему 4,5 тысячи членов экспедиции годами бродят по кораблю, тратя ценнейшие ресурсы, вместо того, чтобы спать в анабиозе, откуда берутся запчасти для поддержания инфраструктуры — всё это авторы оставляют за скобками. Страшно сказать, но даже шизофреничный проект «Воспитанные волками» Ридли Скотта был лучше продуман с точки зрения логистики и здравого смысла. Впрочем, нельзя не признать, что при всём китчеватом вайбе, позаимствованном у «Бедных-несчастных» Лантимоса, «Микки 17» смотрится легко и непринуждённо.

Труппа подобрана замечательно и представляет собой один из очевидно положительных аспектов фильма. Роберт Паттинсон уже давно доказал миру, что умеет играть не только гламурных вампиров, и обе итерации Микки в его исполнении получились весьма достоверными и объёмными. Наоми Аки в роли Наши и Аннамария Вартоломей в роли Каи создают отличные образы его любовниц. Стивен Ян крайне аутентичен в роли подлейшего «друга» Тимо. Марк Руффало идеально вписывается в образ потерявшего связь с реальностью пресыщенного нео-аристократа, а Тони Коллетт создаёт ему достойную компанию.
Итог: красивая гуманистическая сказочка, построенная на бездарно загубленных руинах «Генеалогии морали». Вполне интересный и увлекательный фильм, если при просмотре не задумываться над его потенциалом.
#новые_критики #микки #роберт_паттинсон #марк_руффало #космос #клоны #романтика
-
222212237
-
Кручусь возле этого кина, после той первого имхоча на него)) Рецензия понравилась. Пожалуй надо смотреть, раз даже Ушеля сказал, что смотреть можно)))
2 -
в пятницу посмотрел
ну такое, не совсем гавно, но таки пованивает, в общем, на один раз
2 -
-
Ясное дело, ведь что туземцы, что Руффало похожи на мопсиков :)
1 -
-
-
-
Непременно буду пытаться в третий раз.
Заточка у Патиссона этого, конечно, тупейшая.)
1 -