Роберт Маккаммон, «ЗОВ НОЧНОЙ ПТИЦЫ»
Доброго времени суток, друзья. Сегодняшняя книга — ещё одна из тех, которые я прочитал по рекомендации от книжных блогеров, обзоры которых я время от времени посматриваю. Ни о ней, ни о её авторе я до этого времени не слышал от слова «вообще». Но отзывы были максимально восторженные и мне стало интересно. Что я вам могу сказать? Это явно одно из литературных открытий. Ну, по крайней мере, для меня.
Роберт Маккаммон, «ЗОВ НОЧНОЙ ПТИЦЫ»
Ну, или «Голос ночной птицы в другом варианте перевода. То и другое одинаково неверно, но что поделать, если «Speaks the Nightbird» дословно на русский язык переводится весьма коряво. Но, в целом, название интригующее, как и аннотация. Краткая биографическая справка автора также интриговала: она гласила, что творит он в жанре ужасов, детективной и исторической прозы. Увидеть всё это в сочетании, да ещё и, судя по всему, в хорошем исполнении, мне очень захотелось. И говорю сразу: я вообще не был обманут в своих ожиданиях.
Книга оказалась просто зубодробительным детективным триллером, разворачивающимся в сеттинге американских колоний времён процесса над ведьмами в Салеме. Конкретно, на дворе у нас 1699 год. Никакими США ещё даже не пахнет. Это просто колонии, в которые едут чиновники и управленцы из Англии, одним из которых является патрон и фактический приёмный отец главного героя. А ещё туда едут люди, за спиной у которых остаётся прошлое, о котором им хотелось бы забыть. Не только те, у кого в жизни произошла трагедия, убегая от которой они переплыли океан, но и те, кто искренне желал бы, чтобы их былое... скажем так: забыли другие. И бывшие пираты там — самые безобидные персонажи из всей этой публики.
Завязка сюжета такова. В одном из новых, недавно основанных городов в Каролине (которая тогда ещё не разделилась на Южную и Северную) начинают происходить загадочные убийства, непонятные возгорания и откровенно мистические события, явно указывающие, что там орудует ведьма. Ну, по крайней мере, местные жители так считают. И в этом они обвиняют вдову одного из убитых: которая, как на грех, имеет португалькие корни. А это конец 17-го века — рядом всё ещё испанская Флорида. Из которой едут шпионы всё ещё сильной и грозной Испании. Которые отлично ладят с местными индейцами (в отличие от англосаксов), что внушает серьёзные и обоснованные опасения. И вот на таком фоне для разбирательства в этот город едет судебный чиновник со своим помощником и воспитанником (главным героем книги). Причём, они не первые, кто туда отправился. Предыдущие судейские просто исчезли, так и не доехав до города. Что ж там происходит?
То, что написано всё отлично даже с чисто литературной точки зрения — это понятно. Но ещё и с самых первых страниц тебя буквально накрывает отлично прописанной нуарной, почти готической атмосферой, сильно напоминающей «Имя розы» Умберто Эко или «Грозовой перевал» Эмили Бронте. По сути, это натуральный Стивен Кинг, только с чувством юмора, что несказанно радует. И этот юмор совершенно ненавязчив: он подаётся, скорее, в контексте, чем явно. Сюжет необычен, нелинеен и ты буквально до последнего не понимаешь, кто стоит за всем этим (хотя, он и был на виду).
Но особо там радуют максимально атмосферные и колоритные персонажи. Дааа... Как же они роскошно прописаны. Маньяк-трактирщик и его шайка (и это только разминка). Местный совершенно инфернальный крысолов (который оказывается полон сюрпризов). Доктор, ведущий исследования загадочной местной травы конопли, у которой он внезапно обнаружил весьма интересные свойства (например, если её покурить). Ушлый проповедник, взявший творческий псевдоним Исход Иерусалим (Эксодус Джерусалем). Изобретательный кузнец-извращенец (воздержусь от комментариев). Местная пирожница Лукреция Воган и её дочурка (две просто фантастические твари, ненавидящие друг друга и всех вокруг). И ещё целая галерея типажей. Вообще, я с самого начала просто умилился тем, какое сказочное быдло населяло американские колонии. Н-да...
Единственными минусами я считаю наличие некоторых «роялей в кустах» (хотя и по минимуму) и откровенных «артефактов» нашего времени, которые у автора иногда проскакивают. Ну, вот, например, главный герой рассуждает о гипнозе, «ментальной устойчивости» и прочих терминах из арсенала современной психологии. Подозреваю, что, если бы он задвигал такие речи в реальной американской Каролине 1699 года — его бы самого сожгли на костре, так как решили бы, что персонаж вызывает Адского Сатану. Но это, опять же, мелочи.
Ну, а в целом, это захватывающая история с ведьмами, индейцами и пиратскими кладами. Всё как мы любим. Мне она чем-то напомнила наш отечественный шикарный фэнтезийный цикл «Конгрегация» — быть может, той смой атмосферой.
И, кстати говоря, слегка прозондировав вопрос, я узнал, что эта книга — только первая из целого цикла. Так что я сейчас раздумываю, а не прочитать ли мне этот цикл полностью? Есть о чём поразмыслить. Вам я её однозначно рекомендую, друзья мои.
Хорошего чтения.
-
Удивительно, что заслуженный деятель хоррорических искусств, признанный мастер жанра, автор великих "Кусаки" и "Они жаждут" как-то не был известен автору рецензии...
2 -
-
-
-
-
-
-
-
Спасибо, закачал, приступаю к чтению немедленно!
А что за «Конгрегация» такая, да ещё и шикарная?1 -
Хорошее дело.)
Вот обзор на "Конгрегацию" - https://alterlit.ru/post/51437/ . Её, если что, ещё больше рекомендую.) -
Ох, как хорошо, когда писатель раскрывается с первых страниц! Не пришлось эту чушь читать дальше. Итак: два взрослых мужика, молодой и бывалый, прутся в страшное и опасное. Туда, где умирают пачками, а их предшественники сгинули совсем недавно. Из оружия у них только ржавая сабля (кстати, почему ржавая? - руки из попы, ок), да и та в багаже. Останавливаются в крайне тревожном месте у явного мерзавца. Я ждал, что они раскроют пропажу судьи до ужина, после ужина вынесут приговор и к полуночи развесят уродов перед гостиницей. Если бы! "Бывалый" юрист из Лондона весь вечер терпит хамство, молодой буквально утирается, игнорируя прямую агрессию. (- Господа, неужели вы будете нас бить?!)
Вюнош в ночи "чудом" находит трупы предыдущих постояльцев и бежит к судье. Да он осмотреться вокруг должен был засветло, не распрягая лошадей! Аллё! 17 век! В Эуропе ещё мушкетёры живы. А вы почти в аду и без ножа. Серьёзно?
Соевый куколд XXI века с дивана пишет о стрАшной и опаССной старине XVII-го. Пишет про цвет нации, которая к тому времени согнула в бараний рог пол мира и держала с крововавых ежёвых рукавицах до недавнего времени пол мира. А эти терпилы, побив (опять чудом) глав-гада так и драпали от старика со старухой через окно, прыгая со второго этажа. Чудом ногу не сломали. И убегают в лес! В ночь, еле одетые. К индейцам и одноглазому медведю. Побросав всё добро.Позвольте, но сюжет основанный на чуде (и потом ещё раз и ещё, и т.д.) - это совсем другой жанр.
Короче, извинити, но как это читать, я решительно не понимаю. (В печку его!)