1609 Nina Yasnovskaya 20.10.24 в 09:47

История одного Гения, или ещё раз Про Дали. Часть первая

Про Дали 

За последние десяток-другой лет только ленивый не высказал презрительное «фэ» в его сторону. Это стало уже трендом, сказать, что Дали - величайшая подделка двадцатого века и бездарность. Но, помнится, на египетские пирамиды тоже задирали лапы, критиковали и обвиняли их в бездарности тысячи пробегающих мимо шелудивых собак. Где они все?

А пирамиды стоят. 

Я не буду оригинальна. Я очень люблю творения Дали. 

Карл Маркс: «Не сознание людей определяет бытие, а бытие определяет сознание». Эта цитата, как в яблочко, подходит к становлению Дали — художника, личности. Бытие, окружение, воспитание, семья -- карты, брошенные щедрой рукой судьбы, легли весьма удачно для Дали. Он не мог быть никем иным, только собой, с детства окруженный невероятной гармонией Фигераса, Жироны и Каталонии.

Испания — колыбель многих великих персон прошлого века. Влияние на мировое искусство художников эпохи Барокко и Неоклассицизма неоспоримо. Испанская живопись, как и французская, сформированы под влиянием таких творцов, как Гойя, Веласкес, Эль Греко, Миро, и конечно же, Пабло Пикассо.

 

Естественно, атмосфера, наполненная энергией Каталонии, в частности Мадрида, не могла не повлиять на формирование и мировоззрение Сальвадора Дали.

 

Он родился в 1904 году, через девять месяцев после смерти своего родного брата, которого звали… Сальвадор Дали. Родители назвали его в честь умершего младшего брата (тот прожил всего два года), и это обстоятельство тоже сильно повлияло на личность будущего художника. Чувство вины за смерть брата довлело над ним. Он всю жизнь чувствовал, будто обязан своим рождением брату, а может даже живёт за него. Родители тоже видели в нём того самого Сальвадора, своего первенца, его реинкарнацию. Мальчику с малых лет приходилось отстаивать свое «Я». 

 

Картина «Портрет Моего покойного брата» 1963г.

Эта картина имела для Дали особое значение. Она является важной ступенью в создании его параноидально-критического метода. Выполнена в популярном в те годы жанре «поп- арта» под влиянием фотографов Роя Лихтенштейна и Энди Уорхола . 

 

Сальвадор рос в обеспеченной семье избалованным ребенком. Он обожал мать и отца, а они отвечали ему взаимностью. Мальчику разрешали всё и потакали его прихотям. Что тоже влияло на формирование его свободы самовыражения.

Книга «Дневник одного гения» --- можно ли относиться к ней серьёзно? Я бы делила все, что написано в ней, напополам и не воспринимала, как истину, а больше --- как заявление о себе. Хотя, Сальвадор Дали — это и есть одно большое заявление о себе миру, как о «спасителе мирового искусства». Есть ещё одна книга, которая подтверждает правдивость всех самых смелых и откровенных утверждений художника о своём детстве --- «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

Возможно отделить художника от его личности? Я думала об этом, читая его автобиографию. Очень много споров о том, что половину своей жизни он выдумал, как и многочисленные фобии и фетиши. Например, интерес к муравьям, о чем он исповедуется в картинах. Муравьи, как и костыли неизменно будут присутствовать во многих полотнах художника. Детальный интерес и восхищение разрушенными поверхностями, изъеденными термитами, символизирующими смерть, отчетливо прослеживаются в творчестве Дали. И, конечно, страх перед кузнечиками (саранчой). Этим пользовались одноклассники, знавшие о фобии, доводили Сальвадора до полуобмороков, кидая ему за шиворот насекомых. Костыли, пожалуй, символизируют надежду и являются связующим звеном между сном и реальностью. А себя художник часто изображал куском скалы мыса Креус.

 

Картина Сальвадора Дали «Сон».

Позже Дали обратится к работам Зигмунда Фрейда и толкованию снов. Он попытается найти разгадку своего внутреннего «Я», пробить ту самую дверь между сном и явью, между подсознательным и реальностью. Кстати, о Фрейде. Дали обожал его работы о погружении в бессознательное. Он всю жизнь почитал Фрейда и был под влиянием его трудов. В 1938 году Дали приезжал к нему в Лондон.

 

Восьмидесятилетний основоположник психоанализа находился в изгнании и страдал последней стадией онкологии ротовой полости. Он не очень любил сюрреалистов. Считал, что это они привели нацистов к власти в Германии. (Да, вот так все просто, дедушка Фрейд знал весь расклад еще тогда. А мы, глупцы, до сих пор все ломаем головы о каких-то глобалистах, масонах, детях Сиона и Мазоха). Но после встречи с Дали, он сказал, что художник очень умен и безусловно талантлив, хотя он видит в его работах не бессознательное, а наоборот --- сознательное. 

 

Это стало ударом и оскорблением для Сальвадора Дали. 

 

--- Сознательное бессознательное? Но позвольте! Как такое возможно! --- Спросит Игорь Прокопенко, наш современник с РЕН ТВ. Конечно, схитрит, ведь у него всегда есть ответ и туз в рукаве. Но что было делать тогда бедному испанскому гению, который искренне рассчитывал на признание и поддержку своего кумира? В ту пору мир был еще не готов к подобной квантовой физике. Дали ничего не оставалось, как проглотить обиду и загнать ее глубоко в себя. 

 

В свое тайное бессознательное. 

На встречу к Фрейду Дали привез картину "Метаморфозы Нарцисса" (1937г). Одна из моих любимых вещей. Все помнят этот миф о самовлюбленном Нарциссе. Для меня это очень личная работа, побуждающая застать врасплох и прижечь раскаленным взглядом своих внутренних демонов. На мой взгляд Фрейд понял о продуманности этой работы не из-за детальной прорисовки переднего плана и явного символизма, и не из-за классического исполнения и гениальных светотеней, а из-за очень хорошо продуманной палитры, которая должна была впечатлить и вызвать импульсы в лимбической системе головного мозга. Для этого Дали использовал редкие и экзотические краски: чёрная слоновая кость, зелёный кобальт, прусская синька, виндзорский красный и т.д. И, конечно, постамент со статуей на шахматном полу — так он изобразил себя. Шахматная доска — это вовсе не дуальность личности, а скорее её рациональность. Но подпись художник сделал, естественно, в своем стиле:

« Знаешь, Гала
(а впрочем,
конечно знаешь)
это — я.
Да, Нарцисс —
          это я.»

 

«Морфология черепа З. Фрейда» (1938 г.)

Избалованный ребенок Дали. Ах, да, мы все родом из детства. Детство и фрейдизм имеют общность, поэтому можно оправдать то, что я сделала такой временной скачок из 1904-го в 1938-й год.

Сальвадор был капризным мальчиком. Нередко затевал драки, привлекал внимание и любил делать всё наоборот. Реакции он выдавал обратные от тех, что ждали окружающие. Можно назвать неадекватностью, но мне ближе принять за эксцентричность и эпатаж. Когда он проигрывал в школьных играх, всегда делал вид, что одержал победу. И демонстрировал выигрыш всем своим видом. Как видим, это принесло свои плоды. 

 

Дали получил прекрасное художественное образование. У него изначально были большие способности к живописи, потому изобразительному искусству он стал обучаться в школе, а позже, воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. В 1916 году, с семьёй Рамона Пишо‌ отправился на каникулы в город Кадаке‌с, где познакомился с современным искусством. В 1922 году Сальвадор Дали без труда поступает в Королевскую академию изящных искусств в Сен-Фернандо. 

 

Он, конечно, окунается в свою среду. Знакомится с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гарфиасом. Слышали, наверное.

Сальвадора с головой накрывает волна зарождающегося в те времена авангарда в искусстве. В частности, дадаизм и кубизм. Все это крепко вскружило голову талантливому парню, который с детства знал, чего хочет. Не такая уж редкость, скажут скептики, но ум, вкус и стиль, упавшие на благодатную почву, возносят наверх далеко не всех. Не только лишь всех, к сожалению или счастью. Только избранных.

«Портрет Луиса Бунюэля» 1924г.

«Бутылка рома и сифон» 1924г.

«Тройной портрет Гарсиа Лорки» 1924г.

 «Портрет моего отца» 1921г.

«Автопортрет с Рафаэлевской шеей» 1921г.

В 1926 году Дали исключают из академии, из-за своего высокомерного и пренебрежительного отношения к преподавателям, но его это ничуть не расстраивает. Он принимает участие в создании сюрреалистичного фильма Бунюэля "Андалузский Пёс".

В этот период он расстается с Лоркой. Думаю, это связано с тем, что Лорка был влюблен в Дали, а тот в свою очередь не ответил взаимностью. Иногда (да что там, почти всегда) любовь-сука зла даже к гениям.  

Позже Сальвадор отправится в Париж и встретится со своим кумиром Пабло Пикассо. 

Дали много в чем можно упрекнуть. И нарочитое выпячивание эротизма, и слишком сконструированные композиции, что в принципе не совместимо с сюрреализмом, продуманностью. Но в техническом плане, конечно, назвать его бездарным богомазом --- да кто мы такие?  

 

«Мягкая конструкция с варенными бобами: предчувствие гражданской войны» 1936 г.

С годами Дали отточил когти и кисти до совершенства. Когда я смотрю на его картины, вместе со смелыми техническими решениями я вижу идеальные светотени, поставленную руку, равную Рафаэлю и Тициану. Почему-то сразу в голове воздушными мыслеформами возникает флорентийский купол Брунелески, собор святого Петра и конечно же, Сикстинская Капелла. Безусловно, мастер многое взял от итальянцев времен Возрождения. 

 

«Распятие, или Гиперкубическое тело» 1954г.

Гала и Дали

 

Гала, с её хваткостью и деловитостью, слепила из Сальвадора «мальчика, какого хотела».

Галей ее называла мама, когда они жили в Российской империи, в Казани. А Гала назвал бывший муж Поль Элюар --- один из основоположников дадаизма, позже и сюрреализма, поэт, который именно из-за Гала стал писать стихи. Эта женщина вдохновляла его. Гала была светской львицей. Она хотела жить не просто хорошо, а роскошно. На момент знакомства с Дали, семья Элюар жила открыто втроем: Поль, его жена Гала и художник авангардист, сюрреалист и дадаист Макс Эрнст. В то время такое положение дел никого уже не шокировало в богемных кругах, было модно. Это трио с дочерью Поля и Гала Сесиль, которую она позже бросит бывшему супругу на попечение, а так же художник-сюрреалист Магрит с супругой приезжают в гости в родительский дом Дали в Фигерас. С первого взгляда молния попадает в Сальвадора, и он влюбляется в Гала. В свою будущую супругу, соратника, друга, продюсера и неизменную музу.

Первая картина, которую написал Сальвадор Дали в разлуке с Гала, уже после того, как у них завязался роман, "Великий мастурбатор"(1929г).

Картина в жанре сюра, где он в полной мере выплеснул всё, все свои фобии, страхи, желания, эмоции. Хотелось бы и тут отметить продуманность каждой детали, пропорций, насыщенный символизм. В центре Дали изображает себя в виде куска скалы, из нижней её части, но параллельно и наверху композиции (это важно!) словно рождается голова Гала, ее губы тянутся к мужским половым органам, недвусмысленно намекая на жажду предстоящих оральных ласк. Яйцо, как символ плодородия и жизни, неизменно присутствует почти во всех работах Дали. Цветок каллы, очевидно уже на волне фрейдизма, как ассоциация с Гала, имеет эротический подтекст — фаллический символ и олицетворение возлюбленной и музы. Тут и главная фобия творца — саранча (страх), и муравьи, признак морального разложения и стыда. Дали до Гала был девственником и, как признавался сам, скорее вуайеристом. Отвращение к сексу он имел с детства, причиной были книги с иллюстрациями венерологических заболеваний, которые ему в воспитательных целях демонстрировал отец. Но Гала смогла пробудить в нем чувственность и потаенные желания, которые художник выплеснул на холст. Именно эта картина была долгое время в его Театре-музее в Фигерасе еще при жизни. И именно эта картина приоткрывает окно в бессознательное художника. Здесь очень важная деталь — в нижней части картины две фигуры, мужская и женская, которые отбрасывают одну общую тень, и рядом с ними яйцо с текучей скорлупой — рождение новой жизни или творческого этапа.

 

Это творческий союз двух личностей, сливающихся в одно целое. Это их будущее с Гала.

Год 1929-й стал очень знаменательный для него. Помимо своей единственной музы Гала, он сближается с обществом сюрреалистов, во главе которого стоял Андрэ Бретон. Дали активно выставляется в Париже, становится в этот период знаменитым и успешным. К 1930-му году Гала окончательно уходит от мужа к Сальвадору. Как я уже писала, Гала очень любила деньги и хотела жить не просто богато, а неприлично богато. Ее влекла роскошь. Как человек, Гала была по мнению окружающих ужасной женщиной. Злой, требовательной, ревнивой. Она не устраивала скандалов, но делала все так, что окружающие жили ради того, чтобы обслуживать их с Дали. Люди, близкие Дали, утверждали, что Гала манипулировала гением, но, как говорил он сам --- ему это нравилось. И любил повторять, что зарабатывает деньги для своей Гала. Бретон называл Дали «жадным до долларов» , Бунюэль хотел придушить Гала. У Макса Эрнста и вовсе случился нервный срыв на почве расставания с бывшей возлюбленной.

Иногда его агрегатные состояния «не быть, а казаться», перемешивались и плавно перетекали в эстетику «контролируемого безумия», которое он всячески культивировал и неизменно подогревал эксцентричными выходками, нарядами, высказываниями, заявлениями и поступками. Чего только стоит его знаменитый плевок на портрет обожаемой матери. Сам Дали толковал это, как акт щемящей нежности и близости. Здесь безусловный Эдипов комплекс, но почему-то отец Дали расценил этот поступок, как непозволительное оскорбление памяти умершей супруги, и отрекся от сына, лишив его наследства. Впрочем, Дали-младшего это не расстроило, к тому времени он уже был миллионером.

 

Отец был против его брака с Гала. Это подлило масла в огонь и обострило их отношения еще до истории с плевком. Что касается личности Гала, мало что можно сказать определенного про эту женщину. Она была весьма закрыта и загадочна, не существует ни одной книги с ее биографией. Может только из воспоминаний друзей и прислуги: «Она всегда всё понимала и не осуждала». Возможно, не в последнюю очередь отдавая дань тогдашней моде, Дали спокойно смотрел на ее многочисленных любовников, которые по мере старения Гала становились все младше. На её странные, порой жестокие желания: уже будучи в солидном возрасте она распорядилась, чтобы Дали приобрел для нее замок Пуболь. Сальвадору разрешалось посещать ее там только по предварительному письменному разрешению. Удивительно, какую власть нужно иметь над гениальным и успешным художником, чтобы он исполнял такие трогательные па. Учитывая, что Гала была на 11 лет старше его. 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 92
    19
    489

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • grisha1974
  • 1609

    grisha 

    По поленову у меня есть книга )

  • grisha1974
  • 1609

    grisha 

    Всегда испытывала ужас от этой картины.... Продажа ребёнка -невольника..... Ужас... Не могу спокойно смотреть. Верещагин, конечно , такие вещи писал, что волосы на голове шевелятся. Хотя это же реалии тогг времени.

  • grisha1974

    Нинель Цуппербилль 

    да, вся его туркестанская серия, просто до дрожи

  • kalesta

    Была я в музее Сальвадора Дали... Все же в голове у него были даже не мадагаскарские тараканы, а что-то из австралийской живности.)

  • Africanych

    Вера Бутко 

    в рисовании та же фигня... )))
    если отношение к процессу аналогичное

  • kalesta

    Станислав Африканыч 

    Наверное, я просто не рисовала ничего всерьёз, поэтому так кажется. Поверю Вам на слово. 

  • 1609

    Вера Бутко 

    Вооооотттт... Расстроенные струны.. Совершенно верно

  • Anat-K

    прямо порфессиональная статья)) Молодец, Нина! Я кино смотрел "Быть Сальвадором Дали" с Беном Кингсли вот там четко все это показали как ты описала)) Если бы кино не смотрел до этого так и думал бы что Дали просто нутый, а так я понял что он был одержимонутый😃ну и судя по фильму вещества они там ели как сахар с чаем))) А у него и так то с детсва не совсем хорошо всё было уж больно сильно чакры приоткрыты а здесь совсем расширил всё сознание)))

  • Volkova

    Какая Гала все-таки страшненькая. 

    Я много читала об их паре, жизни и т.д

    Удивительно как в этой женщине сошлись для него и муза, и мать, и подруга, и любовница.

    Был бы он тем кем он стал, не повстречай он ее. Вот в чем вопрос. 

  • 1609

    Волчья ягода 

    Был бы он тем кем он стал, не повстречай он ее. Вот в чем вопрос. 

    ——— у меня этот вопрос есть к другой паре даже больше, чем к Дали)

  • Volkova
  • 1609

    Волчья ягода 

    В  непреличку пошли)