Обзор фильма «Сказки Гофмана»: Эти руки не для скуки
Жанр: драма, комедия
Режиссура: Тина Баркалая
В ролях: Екатерина Вилкова, Евгений Цыганов, Максим Стоянов, Алексей Гуськов, Ксения Кутепова, Наргиса Абдуллаева, Анна Ардова и другие
Продолжительность: 1 час 38 минут
Производство: Россия
Год: 2022
16+
Засилье киноконтента на потоковых мультимедиа и отсутствие импортных блокбастеров — отпугивают соотечественников от кинозалов. Оттого у маленьких, камерных кинолент прокатная судьба в настоящее время совсем нерадостна. Так случилось и с дебютной картиной Тинатин Баркалая — лирической комедией «Сказки Гофмана». Будучи полностью готова к показам ещё в 2022 году, она, скромно помелькав на фестивалях, принялась ждать своей очереди к сердцам массового зрителя. И вот, наконец, сейчас вышла в обширный релиз для онлайн-кинотеатров.
Тридцатилетняя Надя Страхова (Екатерина Вилкова) работает библиотекарем. А по вечерам подрабатывает в театре — гардеробщицей. Надя очень, простите, до забитости скромна и столь же странновата. Она ходит по улицам своего города, не поднимая глаз, и привыкла всегда перед всеми извиняться. Даже если её вины нет. Когда-то самым близким для Нади человеком была мама, и как «проникновенно» зрителю вещает глас закадрового рассказчика (к нему вернёмся): «На память от мамы у неё остались бигуди, малогабаритная квартира и неуверенность в себе».
Сейчас же самый близкий человек — ублюдочный муж (Максим Стоянов). Он, вооружившись пультом, проводит дни и ночи на диване и страдает от своей вымышленной болезни — криптомнезии (специфическая вариация амнезии). Единственное, что забывает он лишь то, что ему удобно. Надя верит, жалеет и понимающе хвалит. А этот элемент постоянно подчёркивает, что если бы не он, то сидеть бы ей в девках до скончания века. А он героически — и по доброте душевной — смилостивился над невзрачной, бледной молью. Так и живут.
Но однажды по воле господина случая, в гардеробе ей встречается мужчина, который пристально на неё смотрит. Вернее, не на неё, а на кисти её рук — изящные и тонкие. Этот мужчина — Гарик (Евгений Цыганов). Он работает ассистентом режиссёра, и завтра с утра ему как раз нужны в кадр красивые руки. Другими словами, «Гарик горит» по работе, оттого и ухватился взглядом.
Сказка! Небылица! Выдумка! А может, чудо? Но именно так у Нади начинается настоящая карьера актрисы. Точнее, у её рук. Они мелькают то в рекламе, то в сериальчиках, а то и в самых настоящих кинокартинах. Постепенно руки Страховой будто превращаются в капризных звёзд: требуют покупать им дорогие кремы и мягкие варежки. Имеют право — руки начинают зарабатывать приличные деньги (больной криптомнезией муженёк обстоятельно их отбирает и прячет в морозильную камеру — решительно копит на иномарку, очень хочет). Надины руки начинают любить все. Остаётся лишь одно — полюбить их самой Наде. И, желательно, саму себя заодно.
Безусловная находка «Сказок Гофмана» — Екатерина Вилкова. Ей удалось воссоздать в картине образ некоей сорокалетней Амели, героине одноимённой, культовой комедии Жана-Пьера Жёне. Даже хрупкие музыкальные переливы в фильме чем-то напоминают мотивчики Яна Тирсена. Но вот загвоздка, фильм-портрет о закомплексованной, нескладной, хоть и прелестной барышне за полтора часа смотреть надоедает. Если это попытка лёгкой сказки о нелёгких временах, то где приметы времени? Судя по тамагочи, который Надя подарила своему «болезному», и бесконечно звучащие за кадром песни группы «Колибри», это конец 90-х. Небольшой наборчик деталей. Мол, вне времени происходящее? Вопросы. В не так давно вышедшей картине Александра Велединского «1993», где у Вилковой и Цыганова тоже был мощный актёрский дуэт, примет времени, наоборот, было с перебором. Но там они были представлены с тяжёлой, кровавой стороны. Здесь же они совсем безобидны — и почему нет, это отлично — но их ничтожно мало.
В обаянии и изяществе «Сказкам Гофмана» не откажешь — это милая история без шуточек ниже пояса — помните, раньше комедии снимали без шуток про Гэ и Жэ? Даже постельная сцена в фильме решена в контексте истории: через руки. Да, никто с дивана от смеха не повалится при просмотре, но этого и не предполагалось. Но что, чёрт меня задери, предполагалось, если главная героиня к финалу так и не смогла до конца измениться?
На протяжении всей кинокартины зрителя сопровождает убаюкивающий голос рассказчика (Алексей Гуськов). Его добродушный тон, практически без интонаций, мягко поясняет некоторые моменты происходящего.
«Надя влюбилась…»
Или: «Она чувствовала себя особенной, хотя бы частично. Красота вошла в её жизнь и требовала ухода и бережного к себе отношения».
Так спокойно. Так обыденно. Таким голосом родители обычно читают детям сказки на ночь. Но сказочного финала в «Сказках Гофмана» нет! Не будет преображения гадкого утёнка в лебедя. Надя Страхова ещё в открывающей сцене фильма, будучи маленькой, смотрит в детском саду диафильм о Щелкунчике, прикрывая один глаз ладошкой, чтобы спрятать плохое и нехорошее, но видеть замечательное и доброе. Героиня и во взрослой жизни не видит очевидного, а если и видит, то предпочитает не замечать этого. Закрыть глаза. Если в этом весь смысл произведения, то, простите великодушно, данный сценарий годен лишь для короткого метра.
С другой стороны в «Сказках Гофмана» вполне реалистично можно увидеть, насколько нельзя измениться в один миг. Этому должна предшествовать огромная работа. Да и не каждому дано преобразиться.
А может — ну, а почему нет — это пример того самого фильма, к которому зритель мысленно возвращается опять и опять. Негодуя, примеряя к его трактовке различные «А если», пытаясь разглядеть в поступках героев ключ к пониманию сюжета. Чтобы потом, плюнув в сердцах, махнув рукой, усесться и пересмотреть. И совершенно неважно, что история подана под соусом незамысловатой комедии.
Фильм «Сказки Гофмана» доступен к просмотру на онлайн-платформах ИВИ, OKKO, Wink, КиноПоиск HD
#creativemarket #сказки_гофмана #тина_баркалая #екатерина_вилкова #евгений_цыганов #максим_стоянов #алексей_гуськов
-
-
Про геологов - два. Первая экранизация романа Куваева, с Банионисом, в 78-м вышла. Современной до нее, как до луны пешком.
1 -
-
-
-
Спасибо за обзор. Фильм смотреть всем, находящихся в неподходящих отношениях. Такую мразь, как муж героини, так прописать и изобразить — ох и непростая была задача. И выполнена она великолепно.
4 -
Да, Максим Стоянов сумел добиться зрительского отвращения на все 100%!)
-
-
-
-
-