Обзор фильма «КРАСНАЯ БОРОДА» (Япония), 1965 год
Режиссёр: Акира Куросава. В ролях: Тосиро Мифунэ, Юдзо Каяма, Цутому Ямадзаки, Рэйко Дан, Миюки Кувано, Кёко Кагава, Тацуёси Эхара, Тэруми Ники, Акэми Нэгиси.
Доброго времени суток вам, друзья. Сегодня у меня для вас редкий фильм — не самый известный шедевр Акиры Куросавы. Почему он не прославился, сказать трудно — фильм реально выдающийся. Ну, возможно, по каким-то причинам тематика его не пошла зрителю — по смыслам это максимально НЕ японское кино (о чём я ещё скажу). А, быть может, он просто потерялся на фоне таких фильмов, как «Семь самураев» и «Расёмон». Такое тоже может быть. Но, так или иначе, я рад, что его посмотрел и теперь могу поделиться этим фильмом с вами.
Действие в фильме происходит в эпоху Эдо — исторический период, про который японцы максимально любят снимать кино и в который, к примеру, их режиссёры (включая и Куросаву-сан) очень любят переносить классические сюжеты европейской литературы (например, пьесу Горького «На дне»). Когда конкретно — сказать трудно. В эпоху Эдо два с половиной века визуально практически ничего не менялось (а просто своими законами сёгуны регулировали всё, включая внешний вид подданных), и происходить всё может легко как в начале 17-го, так и в начале 19-го века. Этот трюк японцы тоже любят. Главный герой — молодой парень, выучившийся на врача — готовится принять должность при дворе сёгуна. По сути, стать одним из его личных врачей. Но перед этим его внезапно отправляют на практику в клинику к очень загадочному, экстравагантному доктору про прозвищу «Красная борода». Видимо, он был рыжий (у японцев такое случается), хотя, понять трудно — кино чёрно-белое. И парень сталкивается с чем-то удивительным — в общем-то, это клиника для бедных и отверженных, которую доктор «Красная борода» ведёт из милосердия. Именно милосердию главный герой должен научиться, помимо того, что данная клиника — самая мощная практика из доступных.
Вот, почему я считаю этот фильм максимально не японским — он максимально гуманистический. А тема гуманизма — это не то, что встречается в японской культуре слишком уж часто. Я б сказал, что это вообще ей свойственно в минимальном объёме (при всей моей любви к этой великой культуре). А здесь... Быть человеком можно при любых обстоятельствах. Даже если ты — самурай с мечом, которого всю жизнь учили только убивать. А доктор «Красная борода», даром, что врач — это типичный самурай. Предельно ярко выраженный представитель японской воинской касты. Но внутри у него что-то иное. Хоть в фильме этого и не показано, но либо он — тайный христианин, либо имел к ним какое-то отношение. Потому, что его любовь к людям — крайне не типичная для средневековой Японии.
Фильм долгий (больше трёх часов), но интересный. Показаны истории врачей и разных пациентов, которых они лечат. И подано это настолько пронзительно, что каждой этой историей ты проникаешься до глубины души. Даётся понять, что внешность обманчива: за женской красотой может скрываться кровожадный демон, а в теле нищего старика может жить прекрасная душа. И в конце главный герой тоже меняется. Он буквально преображается. Он отказывается от должности при дворе и остаётся в этой клинике. Становится врачом, миссия которого — помогать людям. И это для него прежде всего.
Потрясающий фильм. Категорически рекомендую, друзья.
-
хороший обзор
но от просмотра воздержусь. эта тематика, скорее, для Вячеслава Петрова
2 -
-
Мне тоже нравится этот период, самобытный, рассвет самураев, хоть и деградация в некотором роде...прежде всего строя, феодализма.
2 -
-
-
Серьёзно, не смотрели? Даже завидую.) Вот вам мой давнишний обзор на него - https://vk.com/wall93077724_19088
1 -
-
-
Этот фильм явился первой ласточкой к последующему моему неприятию азиатчины. Помню, что с другом на него сходили дважды (благо 10 коп билеты были). Ржать от глупости происходящего на экране мы начали (в первый раз) где-то через 20 мин. Потом нас "попросили" (в советское время умели "просить"). Но мы, проржавшись, решили еще разок посмотреть. Но второй раз было уже не смешно и мы сами свалили где-то недалеко от окончания.
Извини, дорогой Павел, не разделил
-
-
-