Святитель Николай Сербский, «ВОЙНА И БИБЛИЯ»

Категорически вас приветствую, друзья. В этот раз у нас довольно редкий гость — философия. Причём, книга не просто философская, а религиозно-философская. И автор — не религиозный философ в облике писателя, как Фёдор Михайлович Достоевский. Нет, автор — прославленный святым (хоть и не в нашей Церкви). Да, вдобавок, ещё и тема, по нашему времени, весьма актуальная.

Святитель Николай Сербский, «ВОЙНА И БИБЛИЯ»

Главный вопрос книги: почему Бог допускает войну? Собственно, н же и главный вопрос теологии и религии, как таковой, в минувшем XX веке. И здесь имеет смысл оговориться сразу: эта книга не для атеистов. Если ты уверен в том, что «Небеса пусты» — к чему вам задаваться такими вопросами? И какой вам интерес в том, каким образом Святитель объясняет христианам волю Божью. А вот если подобный вопрос вас действительно волнует, как нечто жизненное — вот тогда эта книга будет вам весьма интересна.

Нельзя сказать, чтобы она была хоть сколько-нибудь «раскрученным» произведением. Как минимум, потому, что её очень многие не любят. Потому, что у очень многих она вызывает гнев и отторжение. И это не удивительно: автор совершенно определённо идёт против общественного мнения — говорит явно не то, что уважаемая публика хотела бы услышать. Не говоря уже о том, что сам он — фигура сложная и неоднозначная. Одно время даже Гитлера хвалил. Потом поменял своё мнение (да так, что даже сидел в Дахау). С одной стороны, он исключительно сильно не любил евреев, с другой — спасал их во время Холокоста. В общем, занятная фигура. Православные братья сербы канонизировали его, как Святителя.

Книга, о которой пойдёт речь, по объёму небольшая. У меня ушло на неё часа три. По сути, это развёрнутая проповедь о войне с точки зрения Святого Писания. Так за что эту книгу не любят? За то, что святитель, мягко говоря, не осуждает войну, как таковую. Как явление. И нет, он её не приветствует тоже. Дело в другом: он полагает войну вполне естественным и закономерным явлением, причём, именно с духовной точки зрения. Она — что-то вроде физической реакции на духовное падение. Святитель не виляет, не лицемерит и не пытается кому-либо угодить. И его выводы являются предельно жёсткими по отношению к человеку и, конкретно, к белому человеку (христианину, европейцу). Естественно, это никого не радует.

Воспроизводить книгу-проповедь полностью я не стану. Равно как и принципиально не буду проводить параллели с нашей нынешней актуальностью (хотя параллелей этих море, но находите их сами, коли решите прочесть). Я перечислю лишь ряд тезисов, показавшихся мне интересными.

По мнению святителя Николая, все войны — библейские. Исключений нет. Все их духовные причинно-следственные связи подробно описаны в Писании на примерах ветхозаветных войн. Он говорит, что упрекать Бога в отсутствии милосердия — верх наглости. Если бы Он не был милосерден — человечество было бы сметено ещё в момент первого убийства, совершённого Каином. Так что не задавайте вопросов Богу. Задайте вопрос человечеству. Которое, имея от Бога свободу воли, само рвётся к войне. В качестве примера он приводит такое прекрасное и удивительное произведение человеческого творческого гения, как аэроплан, которое с самого начала в принципе не рассматривалось иначе, чем орудие войны (в оригинале он говорит ещё более прямолинейно: «орудие преступления»).

Что же до неё, то вопрос не в самой войне, как явлении, а в её причинах. Если жители некоего города облили свои дома керосином, а некий глупый мальчик бросил зажжённую спичку — кто виноват в пожаре? А основной причиной столь чудовищных войн нашего времени Святитель считает безбожие. Которое имеет место в очень разных обликах. К примеру, империализм и нацизм он также считает формами безбожия (и, что характерно, он это теологически обосновывает). А мир без Бога — есть колыбель войны. В нём буквально роятся её бациллы. Сама же война — это расплата за дела человеческие, творящиеся в мирное время. Если человеческое сообщество впадает во все смертные грехи разом — война становится неизбежна по вполне естественным причинам. Пусть внешне всё и выглядит благообразно. Более того: в определённый момент война начинает выступать, как единственное средство отрезвления. Тут я лично могу подтвердить: есть такой момент — на войне и в самом деле происходит массовое отрезвление человеков. И я даже представить себе не могу другого такого средства, проясняющего сознание столь глобально и быстро. Но то такое. Это личное.

Максимально сурово он высказывается о белых/европейских/христианских народах. Которым было суждено нести свет и прогресс, но которых совершенно справедливо уже начали воспринимать, как источник тьмы. Что до прогресса, то здесь Святитель задаётся интересным вопросом: если всё это зло во имя него, то не является ли такой прогресс абсолютным злом сам по себе? Говоря о белых и христианских народах, он прямым текстом предупреждает, что если ни один из них не одумается и не вернётся к Богу, то Господь отдаст победу народам азиатским и не христианским. Что тут скажешь? Написано это было почти 100 лет назад (в период между двумя мировыми войнами), а теперь посмотрите на нынешнюю белую и, некогда, христианскую Европу. Без комментариев.

Не менее определённо он высказывается и по поводу наций, пытающихся заявлять, что ведут «справедливую» войну. Ну, или, что обладают неким «моральным превосходством», позволяющим им делать то, что для остальных «это другое». Так вот, с библейской точки зрения подобное, конечно, возможно, но вот только нация, заявляющая о том, что ведёт войну за великие цели, сама должна следовать законам Бога. А если содержание её действий — грабёж и насилие, то ни о каких великих целях речи не идёт, чего бы там оная нация или её правители ни заявляли. Образно говоря, ты или «борешься за идеалы демократии», или воруешь чужие недра. Вместе этого не бывает в глазах Бога. И не важно, чем именно ты прикрываешься: военное беснование уравнивает всех — коммунистов, демократов, либералов.

Ну, а ещё он предупреждает вот о чём. Общение нынешней Европы, погрязшей в безбожии и, как следствие, во зле, с культурами Востока не ведёт к тому, что Восток станет, как эта Европа. Подобное закончится тем, что Восток возьмёт себе культуру Запада, чтобы сделать её оружием против него самого. Ещё раз — это было сказано 100 лет назад.

Ну, а вывод здесь прост и очевиден: нельзя предъявлять Богу претензии в отсутствии милосердия, обвинять Его в скорбях человеческих и возлагать на Него вины за войну, геноцид, etc., пока не будут рассмотрены все страшные богоборческие грехи народов. То есть, не показана ситуация в полном объёме. И, знаете, выглядит она для человечества крайне неприятно. Особенно для той его части, к которой принадлежим мы.

Такие дела.

Мне книга понравилась. Но я — верующий. А вы сами решайте, нужно ли вам её читать.

В любом случае, хорошего вам чтения.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 16
    7
    192

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Volkova

    Чтобы понять почему Бог допускает войну нужно прочесть другую философскую книгу "Козёл отпущения" Рене Жирара

  • neo_crusader
  • Volkova

    Павел Кухмиров 

    Ну я же написала название

  • neo_crusader
  • granit17

    Согласен с изложенной сутью. 

    Происходящее - последовательно и закономерно. Кто бы где ни оказался - он пришёл к этому сам. То же и в коллективном. 

    Спасибо. 

  • neo_crusader
  • granit17

    У Бердяева тоже статья есть такая. Но не такая. 

  • kai_ler

    Благодарю за обзор. Да, у святителя Николая Сербского много глубоких вещей. 

    И в «нашей» — РПЦ МП же имеется в виду? — церкви он тоже прославлен:
    Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года имя святителя Николая Сербского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви, с празднованием его памяти 20 апреля/3 мая (день перенесения мощей).

  • neo_crusader

    Кай Лер 

    Не знал. Да, конечно, про Русскую Православную Церковь.

  • Anat-K

    "Но я — верующий."

    Вот и отлично, жму руку))) Сам читаю такие книги, и вполне уже по ним прихожу к мыслям озвученным данным автором. Люди мнят себя вершителями судеб, освоив технологии, развиая механический прогресс, изобретая ИИ, но внутренее ( в своем большинстве) те же самые мелкие, алчные, жалкие, горделивые, тщеславные, мерзкие, похотливые извращенцы, что были в пресловутых Содомме и Гомморе.

    Ну кто нам/им виноват что за ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ так и не научились жить в миролюбивом Обществе? И даже здесь, отдельные экземляры (творения) ставят Бога (Творца, Архитектора)  себе в слуги "Мол что ты за Бог коли творится такая дичь?". Асбурд. 

  • neo_crusader

    Мистер Белый 

    Именно. При том, что сами же и замутили эту дичь.