lardush Lariko 28.03.24 в 08:57

Музыкальные истории ( Лаборатория звукозаписи)

Посвящается Анатолию Васильевичу 

К музыкально-теоретическим дисциплинам, кроме сольфеджио, гармонии, элементарной теории музыки и анализа музыкальных произведений, относится очень интересный предмет  - музыкальная литература.  

Так она называется в школах и колледжах, консерватория уже величает сию науку История Музыки. Она включает в себя ИЗМ (зарубежную музыку), ИРМ (русскую музыку) и современку ( 20-21вв). Изучают на муз-ре жизненный и творческий путь композиторов всех времён и народов. 

Занятия проходят в форме лекций и семинаров, плюс обязательная "сдача тем". Например, когда погружаются в  творчество Бетховена, кроме устного рассказа о всех этапах его нелёгкой жизни  нужно ещё выучить наизусть и сыграть педагогу фрагменты из сонат, трио, квартетов и пьес. Причём в сонатах и симфониях требуется играть главную, побочную, связующую и заключительную партии, а в операх  - исполнять отрывки из увертюр, хоров и арий. 

Но и этого мало дотошным музыковедам! Перед экзаменом обязательно устраивается викторина, как допуск к устному экзамену. Музыкальная викторина  - проверка студентов на знание всех изучаемых произведений. Бедолаги  сидят в аудитории, им включают запись из очень коротких, не больше минуты, отрывков из всех этих опер, симфоний, пьес и прочего творчества. Сначала надо угадать, а потом и записать, кто композитор, из какого произведения и какой именно фрагмент прозвучал. Программу "Угадай мелодию " явно придумали на основе этой экзекуции. 

А кто же записывает эти викторины для студентов? Специально обученные люди, место работы которых 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ 

Очень секретное помещение, святая святых любого музыкального учебного заведения. Там, как Скупой Рыцарь на сундуках с золотом, сидит главный маг и волшебник всея фонотеки, владелец и хранитель редчайших записей, техник-наладчик звуковоспроизводящей и записывающей аппаратуры. В нашем училище это был лаборант Анатолий Васильевич, уникальный специалист и фанат своего дела.

Цифровых аналогов в те времена ещё не существовало. Все записи хранились на виниле и на бобинах. Магнитофоны и проигрыватели в нашей лаборатории в денежном эквиваленте могли соперничать со стоимостью небольшого частного самолёта или сделанного на заказ концертного баяна всемирно известной итальянской фабрики. 

Именно поэтому у Толика не было отбоя от желающих попасть в его владения. Кроме стационарных магнитофонов высочайшего класса, с помощью которых можно было переписывать с пластинок не только классику, но и джаз, рок и зарубежную эстраду, была ещё одна причина паломничества. Толик обладал уникальным талантом -  после перезаписи копия звучала не хуже, а иногда и лучше оригинала. Как у него это получалось? Наверно, благодаря особому дару, золотым рукам, великолепному слуху и божьей помощи. 

У него под рукой всегда была бумажная программка, передачи трёх радиоканалов и телевидения. Программку он внимательно изучал: делал пометки, выбирал дату и время, когда в эфире намечалась   интересная передача о музыке и музыкантах, или концерты, которых не было в фонотеке. Выставлял таймер, записывал и пополнял и без того огромный архив. 

На переменках или во время "окон " между занятиями в лабораторию заходили самые близкие друзья Анатолия: покурить, выпить кофе, сыграть блиц в шахматы или просто пообщаться. Всегда со светлой грустью и большой теплотой вспоминаю этого замечательного друга и человека, мастера своего дела.  Любимой присказкой которого было: "С детства музыку ненавижу ", и хитренько улыбался при этом.  А кто же тогда её любил, если не он? Вот вопрос!

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 33
    7
    171

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.