«Третий человек», 1949
Сначала подумал, что фильм, безусловно интересный и динамичный, всё-таки перехвален. Сразу не чувствуешь в нём особой глубины; так, занимательная история на раз. Однако есть в этом кино нечто, что заставляет возвращаться к нему в мыслях вновь и вновь, перекатывать, как шарик от подшипника, внутри черепной коробки. А значит, налицо драгоценный артефакт искусства.
Великие раны, которые ещё не зарубцевались, сломанные люди, забитые в каменные щели, разгул всех и всяческих чёрных кошек — привет из Вены, Володя Шарапов. Над городом всё ещё клубится туман проигранной войны. Руины австрийской столицы наглядны, холодны и мрачны, — однако их неожиданно овевает тёплый ветерок грядущих шестидесятых.
Вот это дуновение грядущего в классическом фильме жанра нуар, внезапная надежда, бог весть как просвечивающая в тотальных нищебродстве, цинизме и безысходности, тонкое, эфемерное, едва осязаемое предчувствие лучших дней средь перманентной контузии — это и делает картину шедевром.
Сегодня такого предчувствия, не знаю, как у вас, а у меня нет. Исторический оптимизм ушёл в историю.
И, конечно же, передать его непросто было и тогда. В данном случае имеем блестящую операторскую работу, чудесную аутентичную массовку (выхваченный мимоходом взгляд старика в толпе или упрямый мальчик с пальцем наперевес впечатляют уже просто если сделать стоп-кадр), ну и, конечно, кастинг, безупречный кастинг.
Говоря о «Третьем человеке», хвалят, и как всегда заслуженно, Орсона Уэллса: его вообще принято хвалить, и он действительно на своём месте, как все другие в этом фильме. Девушка, да, типическая, пусть и не эпическая, Станиславский поверил бы однозначно. Однако подлинный мотор картины, как это на самом деле бывает не так уж и часто — исполнитель главной роли Джозеф Коттен.
Всех в этом фильме можно было бы теоретически заменить, но только не его. Человек с лицом прямиком оттуда, из сороковых — у деда моего было такое лицо, одновременно простое и благородное, с таким точно послевоенным упрямством и такою точно сменой выражений, железно хороший парень, сыграть которого всего труднее.
Обычно хороший парень теряется на фоне колоритных злодеев. А тут такой абсолютно уникальный и достоверный слепок лучшего, что было в той сложной эпохе, человек, с которым безоговорочно пойдёшь в разведку, сыгранный со спокойным достоинством и знанием дела.
Военный полицейский в свалявшейся куртке, который играет с ним в кошки-мышки, также достоверен — и, в отличие от Коттена, современен. А тот, одной ногой уже в уходящей в легенду эпохе, типичный неприкаянный её персонаж в шляпе.
То, что окончательно делает атмосферу — саундтрек. Нарочито и печально беззалаберный, небрежно, прямо по ходу фильма наигранный на цитре или чём там, он, на первый взгляд, легкомыслен и неуместен в атмосфере тьмы, канализаций и тумана — но именно он придаёт фильму неповторимый вкус и идеально подходит к его печальной, парадоксальной и понимающей, иронии.
И надо всем этим великолепием летает кусачий белый попугай и горланит возмущённая немецкоязычная бабка.
«При герцогах Борджиа в Италии тридцать лет царили война, террор и убийства. Но она дала нам Микеланджело, Леонардо да Винчи и Возрождение. А что дала нам Швейцария за пятьсот лет братской любви и мира? Часы с кукушкой!» — дедушки-то наши тогда уже всё понимали.
-
Я настолько старые фильмы как-то не смотрю. Всегда ощущение, что артисты переигрывают
4 -
Интересно о том, что я точно не буду смотреть, ибо тут полностью согласен с предыдущим комментарием.
1 -
Понимаю, больше ж вытащить на свет Божий нечего, кроме иностранной нафталинщины.
Ой-ой-ой. Исторический оптимизм у него ушёл в историю, вы гляньте. Не позорно так выражаться? Не стыдно получить результат сравнения себя, вот таких, ну хотя бы с нашими дедушками и бабушками, которые, именно на оптимизме и энтузиазме за 10 (всего десять!) послевоенных лет полностью восстановили страну? Тьфу-ты, Господи. И откуда вас столько нытиков повылезало?
Посмотреть конечно можно, в часы скуки, но старьё уж слишком старое.
Да так и надо этой Вене, нехрен здесь нюни разводить. Поделом. Я вам не толстовец, вашу дивизию.
-
Поддерживаю. Я б вообще всех нерусских убил, а все нерусское сжег, особенно книги, музыку и кино. (Товарищ майор, это сарказм и шутка, никого убивать нельзя. Кроме англосаксов, наверное).
А где-нибудь в штате Техас щас сидит дяденька с ником на кириллице "Архитектор" и пишет под текстом обзора фильма, не знаю, "Дерсу Узала" или "Афоня" - без разницы, что нехрен смотреть иностранщину, особенно русскую и такую нафталиновую. У нас деды на берегах Нормандии кровь проливали, чтоб ты советское кино смотрел?!
4 -
Arhitektor, "именно на оптимизме и энтузиазме за 10 (всего десять!) послевоенных лет полностью восстановили страну?" - неправда ваша, там не только оптимизм и энтузиазм имели место, но и организация и планирование. Причём на много лет вперёд.
1 -
Ждём обзор на "М" Фрица Ланга и "Тоску Вероники Фосс" Фассбиндера.
1 -
как довольно сильный и пока уважаемый мною логик Вы ж должны понимать, что выражение "именно на энтузиазме" не означает "только на энтузиазме".
Прекрасную организацию и планирование в то тяжёлое время никто не оспаривает. Но они бы и гроша ломанного не стоили и ничего бы удачного не породили, не будь именно оптимизма и энтузиазма.
1 -