Надежда Попова, «КОНГРЕГАЦИЯ»
Доброго времени суток друзья. Давно, ох, давно, я не делал обзоров на фэнтези. Тем более, на современное фэнтези. Тем более, на отечественное. Ну, что ж, пора исправить это недоразумение. Тем более, что произведение, о котором я сегодня поведу речь, просто шикарно. При этом, известным его назвать нельзя. Так что, пожалуй, для многих из вас это будет ещё и весьма дельная рекомендация. Ведь циклов уровня «Ведьмака» не так уж много и найти что-то сопоставимое — это действительно круто. Прошу любить и жаловать:
Надежда Попова, «КОНГРЕГАЦИЯ»
На этот цикл я нацеливался уже очень давно. Года три, чтоб не соврать. Смущал объём. Восемь книг немалого размера: «Ловец человеков», «Стезя смерти», «Пастырь добрый», «Ведущий в погибель», «Природа зверя» (с рассказом-приквелом «Ради всего святого»), «Утверждение правды», «И аз воздам», «Тьма века сего». Но в таких делах главное найти правильный режим чтения, и я его нашёл. Вот теперь и делюсь с вами впечатлениями. А их масса.
...Я задаюсь вопросом: как так получается, что все фэнтезийные циклы про инквизицию так великолепны? Ну, в самом деле, за какой ни возьмись — один круче другого. Пока что, лучшими из прочитанных мной я мог бы назвать роскошный цикл «Страж» Алексея Пехова (кстати говоря, весьма схожий с «Конгрегацией» своим сюжетным сеттингом) и «Инквизитор Эйзенхорн» Дэна Абнетта. Впрочем, теперь и саму «Конгрегацию» я смело добавляю в этот же список.
Действие книг происходит в альтернативной Германии 14-15 веков и охватывает собой несколько десятилетий. Что не удивительно, учитывая размах рассказанной истории. По сюжету Святая Инквизиция (настоящее название которой: Святая конгрегация защиты веры, или просто Конгрегация) в один прекрасный момент отходит от жёстких методов, которые она использовала ранее, и, что называется, поворачивается лицом к людям. Начинает действовать, опираясь на классическую модель сбора доказательств, презумпцию невиновностью, словом, превращается в нормальный такой «следственный комитет», только со специфическими задачами. Коим она, на самом-то деле, всегда и являлась даже в нашем мире. Ведь большая часть кошмаров, что ей приписывают — обычный чёрный пиар, который на неё навешали недруги католической церкви уже в Новое время. На самом же деле там было всё отнюдь не так однозначно. Местами и вовсе «с точностью до наоборот». Впрочем, наш мир — это отдельный разговор. Здесь же Конгрегация начала находить и воспитывать своих бойцов и оперативников в раннем возрасте, набирая их из детских и подростковых банд. Становясь, по сути, их семьёй и, таким образом, добиваясь их максимальной лояльности. Именно таков главный герой — бывший малолетний преступник, осуждённый на смертную казнь за двойное убийство, но вызволенный Конгрегацией. Которая, впрочем, сразу предупредила, что в случае недолжного поведения вернуться обратно в камеру смертников для него никогда не поздно. И дальше мы наблюдаем его путь от едва сделавшего первый шаг молодого оперативника, охотящегося на злодеев в глухом городишке, до пожилого инквизитора, распутывающего дела даже не мирового, а, скажем так, куда большего масштаба. А масштаб этот в сюжете нарастает как снежный ком с каждой книгой — от полного отсутствия фентезийности в первом романе (который, по сути, чистый средневековый детектив с элементами триллера), до чего-то абсолютно глобального в завершающей книге цикла, где даже тема путешествий между мирами всего лишь деталь.
В сюжете звучат даже отсылки к Лавкрафту. Иногда намёками, а иногда и прямо (к примеру, там упоминается «Флейта Азатота»). Впрочем, не только к нему. Меня, к примеру, с самого начала очаровывала неуловимая атмосфера песен «Короля и Шута», которой это произведение буквально пронизано. И очень долгое время я думал, что это совпадение — просто некий флёр. И не факт, что автор эти песни слышала вообще. И тут вдруг в самом начале одной из книг автор решает откровенно приколоться и вводит в повествование короткий эпизод, буквально воспроизводящий сюжет песни «Ели мясо мужики». Ну, если вы понимаете, о чём я. Получилось и в самом деле весело. Я потом долго улыбался.
Однако же, юмор юмором, а, при этом, уровень проработки мира автором на реально высочайшем уровне. Сопоставимо с тем же «Ведьмаком». Выше только титаны вроде Толкиена, Мартина или Перумова. Причём, проработка эта во всём, начиная с самой стилистики повествования. Например, в речи героев постоянно присутствует латынь. Хотя, «присутствует» — не совсем то слово. Она просто пропитана латинизмами. Примерно также, как наша с вами современная речь пропитана англицизмами. И это не просто так: здесь, во-первых, что-то вроде профессионального слэнга людей, имеющих отношение к средневековой церкви (реконструированного и воспроизведённого весьма достойно), а, во-вторых, такова и была речь образованных людей высокого Средневековья. И автор ради этого даже специально консультировалась у специалистов по латыни. Вот такие дела. А дальше — больше. Автор не просто описывает, а глубок и обстоятельно погружается в тему: в мир кровососов, в мир малефиков, в мир ведьм. И во многие другие, не менее мрачные миры. И ты сам погружаешься вместе с автором. Словно сам оказываешься в отрезанном от мира снежным бураном трактире, вокруг которого в белом мареве рыщут разъярённые оборотни. Или в городе, замершем от ужаса, ожидая, что на него обрушится «дикая охота». Или в деревне, населённой живыми мертвецами, которых поднял безумный еретик. Или на старом еврейском кладбище Праги, сражаясь с собственной тенью — монстром, созданным каббалистической магией. От всего этого буквально захватывает дух.
И это основной сюжет. А есть ещё и фон той самой альтеннативной Европы (при том, что автор отлично знает историю Европы не альтернативной и на неё опирается). Альтернативные Ян Гус и Ян Жижка. Альтернативный исход битвы при Грюнвальде. Альтернативная история освоения Винланда (начавшегося на столетие раньше и не испанцами, а немцами). А ещё противостояние Рима и Авиньона, война Гвельфов и Гибеллинов, интриги при папском дворе, яростная борьба за власть немцев и богемцев в Священной Римской Империи — и всё это, повторяю, всего лишь фон. Декорация. Можете себе представить, каково происходящее на переднем плане? А там — длящееся долгие годы столкновение Конгрегации и лично главного героя с абсолютно инфернальным подпольем, стремящимся низвергнуть христианскую Европу, да и христианский мир в целом. Это подполье не едино. Вернее, едино лишь формально. Так сказать, «по общим интересам». Оно представляет из себя безумный коктейль из кровавых языческих культов и самых лютых гностических учений. Даже главных злодеев там трое. И все разные. Один — одержимый почитатель языческих богов (которые, на самом деле, падшие ангелы), мечтающий вручить им Землю. Другой жаждет отдать её Хаосу и его тварям в стиле того самого Лавкрафта. А третий — просто властолюбивый мерзавец, ради максимальной власти решивший стать Антихристом (для него это, всего лишь, вопрос выбора). Все они проработаны и старательно описаны. Равно, как и сам главный герой — мастер-инквизитор Курт Гессе, чья личность нарисована предельно объёмно и всесторонне.
Повествование тоже очень многогранно. Оно то становится детективом в стиле Агаты Кристи, то триллером в стиле Стивена Кинга, то чем-то странным и не поддающимся классификации в стиле Умберто Эко. И тебе остаётся только периодически выдыхать: как же круто.
Ну, и концовка... Я уже очень давно не видел такого мощного философского посыла в финале фэнтези. Когда мир, по сути, спасается молитвой раскаявшихся грешников. И это не просто грешники. Настоящие чудовища, персонажи уровня Чикатило. И здесь квинтэссенция этого очень христианского фэнтези: настоящее, искреннее раскаяние может совершить чудеса и для любой души существует путь к спасению. Даже для самой чёрной.
Из недостатков могу привести лишь некие мелочи. К примеру, автор, очень тщательно прорабатывающий и воспроизводящий дух времени и детали жизни, в более приземлённых вещах очевидно плавает. К примеру, беседа матера-инквизитора с кёльнскими уголовниками в третьей книге. Извините, граждане, но авторитетный человек так не разговаривает. Уж клоуна или «стендап-комика» из себя он точно не изображает. Мне, как человеку, выросшему в гопническом рабочем пригороде Ростова-Папы, вы можете поверить. И точно также в курсе должен был быть главный герой, который вообще бывший участник местного средневекового ОПГ. Хотя, это и в самом деле мелочи. Да и автор, всё же, дама. А у дам с такими знаниями не всегда хорошо. И это, наверное, даже к лучшему.
Добавить здесь, пожалуй, нечего. Читать рекомендую однозначно. Причём, не только поклонникам жанра. Но им, естественно, в первую очередь. А вдвойне и втройне рекомендую «Конгрегацию» фанатам вселенной «Ведьмака» — здесь вы совершенно точно отведёте душу, друзья мои.
Хорошего вам чтения.
-
-
-
Спасибо.
Честно говоря, не ожидал такой лестной оценки "женского фэнтези". Тем более - цикла. Помню, с каким упоением я начинал читать "Волкодава" и к чему этот "Волкодав" скатился в итоге.
Поставлю себе в закачку.
"презумпция невиновности"
1 -
Я, кстати, хотел отметить, что написано вообще не по-женски, но как-то вылетело из головы. В тоом-то и дело, что это вообще ини разу не "Волкодав" (не к ночи будь помянут). Так что качай смело - круто. Реально круто.
1 -
Как по мне, так такие книги "когнитивно контрпродуктивны", если так можно выразиться: гигантским объёмом (судя по количеству страниц) забирают ваше время, не давая в обмен практически ничего полезного: ни исторических знаний, ни реальных жизнеописаний, ни предвосхищения научных открытий, ни устремлённости в будущее. Пустоя, никчемное времяпрепровождение в мире чужих фантазий о вымышленном прошлом. Читать категорически не рекомендую.
1 -
-
Спасибо за обзор. Приятно читать положительный отзыв. Тем более, что автор - наша соотечественница. Не могу назвать себя страстной поклонницей этого жанра, но кое-что, конечно, читала. В последние годы не попадались достойные произведения. Обязательно полистаю. Не раскрывая всех тайн повествования, автор статьи дает представление о сюжете, заманивая тем самым на станицы книг. Прислушаюсь к рекомендации.
1 -
-
сочувствую себе, что в своё время прищлось читать этот баборОман
безусловно интересный сюжет и неплохое знание "околоматчасти" хоронится ужасным графоманским языком - масса отступлений, задумчивых рассуждений, второстепенных деталей, мыслей вслух
я перелистывал несколько страниц за раз - ни к сути повествования, ни к сюжету эта словестная шелуха не относилась
но: сюжет хорош. закончил я второй книгой и желания жевать словестную жвачку далее не возникло
1