Дальние полёты, или Паноптикум. VII

­­Дальние полёты, или Паноптикум. VII
­­VII
1

А если отвлечься от жестокости, вероломства, российских трагедий и катастроф, то можно вспомнить, например, концерт Пола Маккартни на Красной площади и послушать записи его песен, вспомнить молодость и Битлз. Летит Боинг на высоте десять километров под музыку: "Госпожа Вандербильт", "Хей, Джуд", "Об-ла-ди, об-ла-да!"

Восемнадцатого июня 1942 года в Уолтонской больнице Ливерпуля родился Джеймс Пол Маккартни. В этой же больнице мать мальчика работала акушеркой. В ту ночь, когда родился Пол, его отец Джим гасил на крышах зажигательные бомбы, которые бросали на английские города гитлеровские лётчики. Когда сыну исполнилось 14 лет, отец купил ему первую гитару. Полу понравился этот музыкальный инструмент – на нём можно было играть, узнав несколько аккордов, и, одновременно, петь. Не меньше Полу нравились девушки, и со всем пылом юности он пошёл этой дорогой.

Вскоре, в июле 1957, Пол встретился с Джоном Ленноном, пересечение их путей стало началом зарождения легендарных, великих, ужасных и т.д. «Битлз». Подростки быстро перестали просто бренчать на гитарах, греметь стиральными досками, обезьянничать, подражая известным исполнителям скиффл и рок-н-рола.
Они стали создавать свои мелодии, сочинять стихи; они стали творить!
Естественно, сначала робко и неуверенно, но неуклонно и неостановимо. Впереди был длинный и извилистый путь…

К Джону и Полу потом присоединились Джордж Харрисон и Ричард Старки (Ринго Стар). Без Джорджа и Ринго мы не можем себе представить «Битлз», они внесли в музыку свои единственные, неповторимые оттенки. Но именно Пол Маккартни и Джон Леннон стали основополагающим ядром группы, авторами чуть ли не всех слов, стихов, музыки. Столкновение и взаимопроникновение тонкого лиризма Пола и жёсткого напора, а порой и агрессивности Джона, произвело на свет явление, без которого трудно себе представить культуру 20-го века. И век 21-й только подтверждает это; время унесло легковесную, грязную пену, оставив поток Битлз. Ливерпульские парни перевернули не только представление мира о музыке. Их влияние отразилось на литературе, искусстве, пресловутом «стиле жизни», сказалось порой в таких неожиданных планах и областях, о которых они сами мало задумывались. Битлы к этому относились с известной иронией, иногда откровенной насмешкой и хохотом; они никогда не уставали шутить.

Но, главное, конечно, музыка, пределов которой не было. Музыка без берегов. Это и лирические баллады, и рок-н-ролльные бравады; живой, порой обыденный и даже грубый разговор, и отвлечённо-экспериментальные изыски. Это и попытки проникновения в тайны восточной религии, и непристойные шутки, социальный протест и народная мудрость; секс, выпивка с одной стороны, искренняя любовь, преданная дружба с другой; игра слов, абракадабра и самые нежные чувства к маме…
«Вчера», «Пусть будет так», «Пока моя гитара тихо плачет», «Через Вселенную», «Дайте миру шанс», «Земляничные поляны навсегда»…
Песня «When I am sixty four» - «Когда мне будет шестьдесят четыре» задумывалась ещё во времена ранних Битлз (в честь отца Пола Джима Маккартни), но окончательное воплощение получила в альбоме «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера». Данный альбом рассматривается, как одно из высших достижений легендарной группы, альбом, давший импульс и новые направления для развития всей современной музыки.

…Когда мне будет 64, я буду петь те же песни…Теперь Полу уже 75… Он достиг пика популярности и наивысшего успеха не только в четвёрке "Битлз", сэр Джеймс Пол Маккартни почитаем, как один из самых знаменитых музыкантов нашего времени. Он кавалер ордена Британской империи, ордена Почётного легиона, получил звезду Славы на аллее Голливуда, награждён Гершвиновской премией… А главное, он сочиняет и поёт и новые, и старые песни! Об-ла-ди, об-ла-да, жизнь продолжается!

А после отдыха и песен я опять приглашаю в Древний Египет.


Эхнатон.

После Тутмосов, Хатшепсут, Рамсесов и других более или менее известных фараонов остались пирамиды, храмы, памятники, как свидетельства их жизни, свершений, подвигов и славы. А вот храмов или иных материальных свидетельств об Эхнатоне почти не существует, подавляющее большинство из них уничтожены, но помнить о фараоне-реформаторе необходимо. Великая концепция единобожия, превозносимая иудеями своим приоритетом, провозглашена до них в Древнем Египте фараоном Аменхотепом IV, будущим Эхнатоном.

Этот фараон был младшим сыном Аменхотепа III и его «великой царской супруги» Тии. Гигантские статуи, известные в истории, как колоссы Мемнона, к которым можно прикоснуться по сей день, на самом деле изображают Аменхотепа III. А в России на Университетской набережной Санкт-Петербурга стоят сфинксы с портретным изображением этого фараона.
Отец Эхнатона Аменхотеп III был одним из самых великих фараонов Древнего Египта, при котором государство процветало и благоденствовало. Его мать Тия происходила из провинциальной знати, вероятно, с примесью нубийской крови, но обладала большим умом и энергией, оказывала огромное влияние на политику сначала мужа, а потом сына.

Наследником Аменхотепа III считался старший сын Тутмос, но после его ранней смерти право наследования перешло к Аменхотепу IV. Такому выдвижению младшего, болезненного сына во многом способствовала его властная мать, царица Тия.

Главным египетским богом того времени был Амон-Ра. Культ бога небесного пространства Амона первоначально почитался только в Фивах (современный Луксор). Баран и гусь, как символы мудрости, были священными животными Амона. С эпохи Среднего царства его культ стал совмещаться с богом плодородия Мином. Супругой Амона считалась богиня материнства Мут, а их сыном был лунный бог Хонсу. Все вместе они составляли фиванскую триаду и были главными объектами поклонения в грандиозном храмовом комплексе Карнака.
В дальнейшем, с политическим возвышением Фив, бог Амон приобретает всё большее значение, отождествляется с древнейшим гелиопольским солнечным богом Ра в образе царя богов Амона-Ра. В период XVIII династии Нового царства культ Амона-Ра и влияние его жречества достигает наивысшего могущества.

Наряду с Амоном-Ра почитались сотни других богов и богинь, причём в разных частях обширного Египта отношение к ним менялось, доходя порой до отрицательного. Так, бог Сет в период Древнего царства почитался, как «защитник солнца-Ра» и наряду с Гором считался покровителем власти фараонов. Потом в Фивах Сет был демонизирован, стал воплощением мирового зла. Некоторые представители древнеегипетского пантеона, например, богиня Бастет, теряли свою значимость, популярность других, наоборот, быстро росла. При этом была утрачена стройная космогония гелиопольского периода.
А самое главное, стал теряться сакральный смысл и мировоззренческая значимость богов Египта, оставались надуманная обрядовость и реальный, всё возрастающий сбор жречеством материальных благ.

VII
2

Фараон Аменхотеп IV пришёл к власти в 1353 году до н.э. В начале своего правления он не отвергает культа древних богов и молится Амону. Но уже тогда Аменхотеп IV начинает выдвигать культ малоизвестного бога Атона, олицетворением которого был солнечный диск. По его указанию в Фивах возводится храм Атона.
На четвёртый год правления Аменхотеп IV провозглашает Атона единственным истинным богом, а себя его представителем на земле. Он отменяет различные магические культы и бесчисленные обряды с языческими жертвоприношениями. Отныне нет сонма разных богов со своими свойствами и способностями, бог един, имя ему – Атон. Он – творец всего сущего в мире. Фараон впервые делает то, что за ним повторят Моисей, а затем Мохаммед. Собственное имя фараон меняет на Эхнатон (Угодный Атону), а также переименовывает своих родных и приближённых к трону вельмож.

Эхнатон запретил культ Амона и всех других богов, повелел забыть о них, закрыл и стал перестраивать старые храмы. Это вызвало гневный ропот целой армии жрецов: ещё бы – рушились тысячелетние традиции, а вместе с ними исчезли и высокодоходные должности.
Тогда Эхнатон покидает Фивы и начинает строительство новой столицы Ахетатон (Горизонт Атона). Место для строительства ему указывает Солнце, поднимающееся над скалами восточного берега Нила ниже Фив по течению. За несколько лет в пустыне вырастает грандиозный белокаменный город с храмами в честь единого бога Атона, великолепными дворцами, памятниками, площадями, парками и аллеями. В отличие от мрачных, тёмных храмов старых богов храмы Атону воздвигались без крыши, дабы поклоняться самому Солнцу.

Был в Ахетатоне и дворец царицы Нефертити – первой и главной супруги Эхнатона (вероятно, и его двоюродной сестры). Нефертити играла очень важную роль в становлении новой религии, она сопровождала своего великого супруга на всех священнодействиях и была живым воплощением солнечной силы, дарующей жизнь. Имя Нефертити (Прекрасная пришла) говорит об иностранном происхождении царицы и о её исключительной красоте. Нефертити, пожалуй, самая знаменитая царица Древнего Египта, а её бюст известен во всём мире, как образец женской красоты. Этот бюст был обнаружен немецким археологом Людвигом Борхардтом в 1912 году в Тель- эль-Амарне (арабское наименование места руин Ахетатона). Обманным путём он был вывезен в Германию и хранится сейчас в Египетском музее Берлина. ( Тут, впрочем, стоит заметить, что немцы лишь дилетанты-любители по вывозу древнеегипетских ценностей; Франция и особенно Англия преуспели в этом вполне. Про США вообще говорить не будем. )

После начала Эхнатоном религиозной реформы его супруга получила новое имя Нефернефруатон (Прекрасная красота Атона). О красоте царицы уже было сказано, а об отношении к прекрасному в искусстве того периода стоит поговорить особо. Древнеегипетское искусство всегда было производным от религиозных воззрений, поэтому установление монотеизма радикально повлияло и на эстетику изобразительного творчества. Во-первых, ушли в прошлое изображения сотен богов в их антропоморфном или зооморфном виде, а единственным обликом Атона был солнечный диск с лучами, оканчивающимися ладонями с анхами – ключами вечной жизни. На известном рельефе бог Атон излучает свою благодать на Эхнатона, Нефертити и их дочерей.

Амарнское искусство содержит много эпизодов из жизни царской семьи. Для этого стиля характерны реализм и выразительность, изящество форм и сочность цветов. Много изображений посвящены природе, растениям и различным животным: бегущая собака, разъярённый дикий бык, стремительно летящие птицы… Для амарнской эпохи является отличительным отказ от идеализации образа фараона. Эхнатон изображается с удлинёнными чертами лица, выступающим животом, тонкими, длинными руками и ногами, непомерно большими стопами и ладонями. (Это, кстати, позволило многим увидеть у Эхнатона проявление синдрома Марфана.)

Но оставим внешний облик Эхнатона и его возможные заболевания и вернёмся к сути провозглашённого им монотеизма.
Эхнатон в своём «Гимне Атону» восклицает:
«Ты – единый бог, значит, нет иного,
Как же благодатно твоё горенье
Для всего небесного и земного.
Сотворил ты землю своей волей,
Сотворил людей и животных разных,
Сотворил ты скот, что гуляет в поле…»
( Текст В.Викентьева, литературный перевод А.Шитякова)

И далее:
«Как чудны твои замыслы, о, владыка
Вечности и всего земного,
Каждый от мала до велика
Благодарен влаге мира иного.»
Эхнатон предстаёт тут перед нами не только великим религиозным мыслителем, но и возвышенным поэтом. Похоже на библейские псалмы, не правда ли? Точнее, это псалмы перепевают «Гимн Атону».

В отличие от введённого позже иудеями культа национального бога-деспота Яхве, Эхнатон не провозглашает египтян «богоизбранным» народом. Единый бог Атон дарит свою милость и жизненную силу в равной степени всем странам и народам.
Характерной чертой иудаизма являются беззастенчивые заимствования из любых культур, с которыми израильтяне пересекались в своём историческом пути. Достаточно вспомнить хотя бы взятые у шумеров представления об Эдеме, о древе вечной жизни, о всемирном потопе… А у египтян иудеи скопировали великую идею монотеизма, наложив на неё отпечаток своего агрессивного национализма.

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд в своём исследовании «Моисей и монотеизм» пишет о том, что Моисей был последователем Эхнатона. Он даже предполагает, что после смерти Эхнатона, его ученик, египтянин Моисей возглавил иудеев и покинул Египет (библейский исход).
Это личное мнение отца-основателя фрейдизма, тем более, что сама историчность Моисея стоит под вопросом. И всё же большинство серьёзных исследователей признаёт, что Моисей – это реальная великая личность, образ которой изменён множественными религиозно-мифологическими построениями. Он вряд ли мог быть египтянином по национальности, но в египетскую мудрость (в том числе и в тайную, эзотерическую, герметическую) был, несомненно, посвящён. Но оставим тут колоссальную и загадочную фигуру Моисея и вернёмся к Эхнатону.

Полностью поглощённый религиозной реформой Эхнатон пренебрежительно мало занимался внешней политикой. Это привело к ослаблению египетской власти в Сирии и Палестине, к ухудшению отношений с вавилонскими владыками. Не скрепляемая демонстрацией военной мощи, государственной решительности и силы египетская империя ослабла и зашаталась. Не лучшим стало и внутреннее положение в стране, значительно уменьшились поступления из провинций, злобилось и волновало всё население многочисленное жречество старых богов.

Эхнатон властвовал на троне фараона всего 17 лет. Некоторые египтологи говорят, что причиной его быстрой кончины было отравление, хотя, учитывая его отнюдь не богатырское здоровье, скорее можно думать не о криминальных, а естественных причинах смерти. С тем же синдромом Марфана без интенсивного современного лечения люди живут только 30 – 40 лет, что, как раз и соответствует продолжительности жизни фараона ( 39 лет ).
В первом браке со своей любимой женой Нефертити у Эхнатона были одни дочери, что послужило весьма вероятной причиной охлаждения отношений между ними. Вторая супруга Кийа родила Эхнатону наследника престола Тутанхатона (Живое подобие Атона).

После смерти Эхнатона эфемерным правителем Древнего Египта был его зять Сменхкара, муж старшей дочери Меритатон. Сменхкара продолжал поклоняться Атону в новой египетской столице. Но всё изменилось при восшествии на престол фараонов Тутанхатона. Под усилившимся, непреодолимым давлением жречества старых богов юный фараон отменил культ Атона и перенёс столицу обратно в Фивы. Он вновь признал главным богом Амона во главе других богов, сменил своё тронное имя на то, под которым он и известен всему миру – Тутанхамон.

А Эхнатон стал именоваться не иначе, как «Враг из Ахетатона», его возвышенные религиозные реформы предали забвению, само имя хотели стереть из египетской истории. Столица Ахетатон обезлюдела и стала каменоломней. Египтяне вернулись к верованиям во множество богов и местных божков, умоляли их через алчную касту жрецов о сиюминутных милостях. Вскоре пески пустыни поглотили некогда цветущий город – столицу новой религии единого бога Атона.

VIII



 
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 17

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют