Интерстеллар Нолана. Охота пуще неволи
Философский фильм Кристофера Нолана, снятый в 2014 г.
Рассказывает о том, до чего может довести человечество неразумное обращение с природой и повсеместная ложь (или, если вам больше нравится, постправда). Последняя настолько глубоко проникла в жизнь людей, что достижения предыдущих эпох рассматриваются как выдумки недалеких предков.
Впечатляющая деградация, произошедшая с человеческой популяцией, дошла до того, что полеты в космос считаются дорогостоящим баловством, летчики переучиваются в комбайнеры...
Сюжет
Действие происходит в 2067 г. На фоне унылых полей кукурузы живет семейство вдовца Купера (Мэтью Макконахи):
- старший сын Том (Тимати Шаламе) - подросток, учится в старшем классе, звезд с неба не хватает, понимает, что на его долю придется тот же унылый труд по возделыванию кукурузы;
- дочь Мёрф (Маккензи Фой) - яркая смышленая девочка, вызывающая у отца грусть об ушедшей матери. С образованием и развитием Купер связывает свои лучшие надежды;
- тесть Купера Дональд (Джон Литтгоу) - старик, присматривающий за домом, помогающий в поле и по хозяйству.
Купер - бывший пилот НАСА, инженер, списанный на берег для занятий фермерством. Но душа его рвется в небо. Чего стоит погоня на зачуханном джипе по курурузе за бесхозным беспилотным аппаратом, случайно залетевшим в эти края из какого-то далекого прошлого! Пожалуй, этот эпизод один из лучших, созданных в кинематографе, среди тех, что пытались передать тягу человека к полету. Хотя нет, я забыла пролог из "Андрея Рублева" Тарковского.
Но эпизод с прирученным беспилотником - лишь штрих к характеру Купера и нужен, чтобы раскрыть романтизм и увлеченность личности. Настоящая завязка фильма кроется в регулярно появляющихся на пыльном полу в комнате дочери штрихах двоичного кода. Бывший инженер разгадывает код. В нем координаты, которые приводят Купера с детьми на глубоко законспирированный объект НАСА, который ведет тайную подготовку к полету через "кротовую дыру" к двенадцати потенциально пригодным к жизни галактикам. Профессор Джон Бренд (Майкл Кейн) посвящает Купера в детали операции и предлагает ему ее возглавить.
Описание удивительных миров и незабываемых приключений, которые предстоит пережить команде путешественников, займет много времени и смажет впечатление от просмотра фильма (если еще не смотрели). Поэтому остановлюсь на тех аспектах картины, которые показались интересными лично мне.
Воспоминания о будущем
Одним из авторов сценария стал американский астрофизик Кип Сти́вен Торн, один из немногих признанных в мире экспертов в области теории относительности, лауреат Нобелевской премии по физике 2017 года — за экспериментальную регистрацию гравитационных волн.
"Интерстеллар" не первая работа Торна в кинематографе. В 1997 году он уже участвовал в создании научно-фантастического фильма "Контакт". Видимо, работа в кино так понравилась профессору, что с 2009 г. он уходит в отставку со всех постов (в том числе из ученого совета НАСА) и целиком посвящает себя популяризации научных знаний.
Для Нолана "Интерстеллар" тоже не первая работа в жанре антиутопии. Похоже, Торн и Нолан нашли друг друга. Этим двоим удалось создать фильм, где теоретическая физика становится основой сюжета и при этом никто из зрителей не сломал мозг и не умер со скуки. Можно сказать, что это прорыв в жанре научной фантастики.
Значительная часть ученых-физиков, посмотревших фильм, говорит о правдоподобном визуальном изложении теорий относительности, пространственно-временного континиума и т.д. и т.п. В научных консультантах числятся известные ученые, да и авторы, чувствуется, погрузились в тему. Т.е. в фильме совершенно отсутствует "развесистая клюква", которой напичканы большинство "космических одиссей".
В "Интерстеллар" созрел и окуклился подход Нолана к визуальному ряду. Пожалуй, можно сказать, что теперь я "милого узнаю по походке" даже в фильмах иной тематики. Но очень надеюсь, что мастер продолжит снимать про что-то футуристическо-магическо-научное. Уж очень это у него хорошо получается.
С неожиданной стороны открылся красавчик Мэтью. С возрастом к нему пришла глубина. Наконец-то он перестал скакать козлом и изображать из себя плейбоя. Каждая последующая роль показывает новую грань его таланта. Прекрасно, что он мудреет вместе со своими поклонницами.
Моя оценка
Очень хороший фильм. Был бы и вовсе отличный, если бы не отдавал типичной американщиной: я приду и всех победю...
Несмотря на строго научный подход то тут, то там размазаны "розовые слюни", проклевывается любовь-морковь и выжимание слезы, свойственные ГБолливуду.
С другой стороны, даже сейчас, спустя шесть лет после производства, некоторые технические навороты, показанные в фильме как приметы будущего, смотрятся устаревшими и смешными. Интересно, что скажут о фильме люди, живущие в 2067 г.?
Очевидно, создателям кино "про будущее" просто показано больше концентрироваться на общечеловеческих страстях, чем на показе быта. Меньше будет смеха, когда это будущее настанет.
Ну и последняя мысль, которая мне показалась очень важной. Герой Макконахи, улетая в далекий космос без надежды вернуться назад, оставляет на погибающей планете со старым дедом двоих несовершеннолетних детей. А это значит, что
никто, ничто, ничем и никогда не может удержать мужчину дома, если он по-настоящему мужчина - man - человек - искатель - испытатель
-
Фильм супер. Один из любимых. За основу взят "Солярис" Тарковского и теория относительности Эйнштейна.
Я его раз 5 точно смотрела.
Там потрясающе все. Абсолютно.
Ноллан гений. Когда он снял этот фильм, то еще не доказаны были черные дыры.В 2017 только были сделаны фото Хабом тени от Черной дыры Стрелец А
1 -
-
-
-
-
-
-