Не гитара
Бас-гитара, басисты… Много шуточек и просто «мнений» об инструменте и исполнителях на слуху даже у людей далеких от музыки. Если перечислять примеры, то получится нехилая по объёму работа. Что-то наподобие трёхтомника Афанасьева по русскому фольклору. Потому, более разумным подходом будет изложение истории инструмента и сопутствующих его появлению факторов.
Оглянувшись назад, можно заметить, что потребность в заполнении диапазона от 40 до 400 Гц в музыке актуальна уже много веков. А потому, создание инструментов, отвечающих этой потребности активно развивалось. Попутно развивались и музыкально-теоретические дисциплины, такие как сольфеджио и гармония, способствовавшие упорядочиванию представлений об использовании голосов басового диапазона в композиции.
Не углубляясь в эволюцию от контрабасовой виолы до всем известной четырёхструнной модификации контрабаса (об этом в доступной форме рассказано как у Патрика Зюскинда в одноимённом произведении, так и в куче специализированной литературы), можно сказать, что решение было найдено. Но вернёмся в середину двадцатого века, когда появившийся на стыке блюза и кантри рок-н-ролл стал будоражить умы молодых людей. К концу пятидесятых годов средства записи, воспроизведения и тиражирования музыки уже были достаточно совершенны, чтобы из развлечения энтузиастов и игрушки богатеев превратиться во вполне себе средства производства и обширный сегмент рынка, что не могло не привлечь внимания всевозможных эффективных и не очень собственников. Появление звукоусиливающей аппаратуры позволило камерному квартету-квинтету из кабацких лабухов стать развлечением для крупных площадок, и, как следствие, стать объектом эксплуатации дельцов от искусства, потому как издержки на гастроли небольшого по составу ансамбля существенно ниже, что сулило хорошие барыши. Говоря проще, выросла гастрольная активность этих самых коллективов.
Тут-то и проявились сложности с заполнением указанного выше диапазона. Ибо классический контрабас громоздок, имеет трудности с подключением к звукоусиливающей аппаратуре (пьезоэлектрические звукосниматели более или менее широко распространились в семидесятых), а так же требовали достаточно подкованного исполнителя, который, к тому же, мог себе позволить этот дорогостоящий инструмент. Ещё и гонорар требовал побольше. В общем, ой-вей, святая прибыль не велит. Капиталист на такое шёл с трудом. Спрос, как известно, рождает предложение. Тут-то в светлую голову инженера Лео Фендера, уже пришедшего к успеху с цельнокорпусной гитарой Telecaster, и пришла мысль, что можно точно также фрезернуть доску и прикрутить гриф, адаптировав размеры под струны нужной длины и толщины. Произошла, в своём роде, маленькая революция. Получился эргономичный и удобный в транспортировке инструмент, а адаптировать приёмы дворового бренькальщика, при горизонтальном форм-факторе и размеченном грифе, к новому инструменту стало гораздо проще, и следовательно снижаются издержки на транспорт и гонорары, что не может не радовать дельца. А с другой стороны — существенно понизился порог вхождения, что дало молодым людям из небогатых слоёв населения возможность выразить себя (такая вот диалектика). Конечно, это на каком-то этапе понизило общее качество музыки (всё, на что поначалу хватало таких вот бренькальщиков — дёргать основной тон аккорда), но со временем, более опытные музыканты смогли оценить новинку по достоинству и включить её в свой арсенал, а с ростом сцены и обмен опытом стал более интенсивным, что поневоле способствовало общему повышению музыкальной культуры (вот вам опять же единство борьбы противоположностей).
Всё это к чему? К тому, что тот самый ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ БАС — не подвид гитары, или точнее, не её упрощённая версия, а совершенно отдельный инструмент, у которого и возможности, и задачи не совпадают с гитарой, а дополняют ансамбль. Потому, все эти шуточки про недогитаристов, как минимум, не по адресу. Как в одном старом анекдоте: «Музыканты отыграли концерт, спускаются со сцены, а навстречу им басист, пропустивший концерт» — «Ребята, послушал нашу группу без баса — такое дерьмо».
Конечно, со временем появились и акустические басы и электрические контрабасы (что внесло дополнительную сумятицу в ряды инструментоведов), приёмы игры характерные для электрогитар стали использоваться и при игре на басу, что здорово расширило выразительные и сочинительские возможности исполнителей, но это уже другая история.
-
Как раз моя специализация в тех группах, в которых поучаствовал, даже была практика исполнения композиций в 2 баса. В сольном проекте приходится быть мульти, но это уже другая тема. Тем не менее, и в своем проекте бас-гитаре всегда уделяю особое внимание.
-
geros, так и должно быть. Не зря же во времена барокко, учение о гармонии называли генерал-бас (по аналогии с композиторским приёмом). Да и хороошо продуманный бас это три четверти успеха произведения.
1 -
Господин Хорикава Ясукити , ну, насчет трех четвертей успеха не соглашусь, я за равноправие голосов) Как и за равноправие всех 12 нот хроматической гаммы - основной принцип додекафонии (двенадцатитоновой системы композиции Новой Венской Школы).
-
geros, так я тоже. Но, по наблюдениям, вещи с красивым ведущим басом слушать приятнее, чем те, где упор на первые голоса, а басы прописаны чисто формально.
1 -
geros https://youtu.be/kvLVSPPLZZY - не совсем корректный пример, но всё-таки.
-
Господин Хорикава Ясукити , абсолютно согласен, в моих композициях бас всегда равноправный мелодический инструмент.
-
Господин Хорикава Ясукити а вот прослушать сейчас не могу - сижу в стоматологической клинике и жду, когда закончится экзекуция над Теткой. Доберусь до компа, обязательно гляну. И выложу для примера одну из композиций с моим мелодическим басом.
-
geros, бальзам на душу, прямо-таки.) Я вот тоже в своих попытках сочинять, так или иначе стараюсь делать комплекс из мелодий нескольких инструментов (гитара бас и глотка, как правило). https://youtu.be/dCc00pX_pFA - ну и одни из моих фаворитов.)
-
geros, понимаю. Благополучного исхода экзекуции над Тёткой.)) С удовольствием послушаю ваше сочинение.
-
Господин Хорикава Ясукити , все - Тетка вышла без зуба, спасти не удалось. Выхожу из Сети, позже отпишусь.
-
-
Господин Хорикава Ясукити , вот, подшиваю студийный вариант одной из наших композиций с моего канала. При живом исполнении этой композиции мне приходилось успевать за 4 такта менять бас-гитару на соло в начале и наоборот в конце. Сейчас поищу видео телеэфира, где это видно воочию.
3 -
-
geros, вспомнились работы Мика Карна, Дэвида Сильвиана и вообще Japan. Класс. Очень приятная на слух композиция. Еще инструменталки Робби Кригера. Ну и фьюжнистов всяких по мелочи.
1 -
Господин Хорикава Ясукити , а вот и телеэфир, начало этой же композиции в живом исполнении на 13:27 (там в первом каменте ссылки на каждую композицию). И это басовое соло я при каждом исполнении играл по-разному, т.е. это не конкретная партия, а живая импровизация:https://www.youtube.com/watch?v=49TxD6AX02M&t=390s
Странно, открывается по ссылке, но не открывается по картинке.1 -
-
geros, у вас очень кинематографичная музыка. Вспоминаются всякие разные детективы а-ля ранний Майкл Манн или Георг Слёйзер со своим "Исчезновением".
2 -
-
Господин Хорикава Ясукити , да, многие это отмечали. И одна моя композиция была использована в качестве аудиотрэка к док.фильму. В нулевых было предложение к работе по озвучке, уж не помню, какой передачи на телевидении, но я не решился.
-
Культурный Шизофреник , спасибо, на самом деле, для меня это важнее, чем графоманство. Но графоманство - на то оно и графоманство)))
2 -
geros, рискну предположить, что вы и вдохновлялись какими-то зрительными образами.
-
geros я жалею, что у меня нет таланта к музыке... навряд ли существует что-то ещё, способное вызывать столь сильные эмоции как музыка. и главное совершенно неясно, о чём она... можно только в общих чертах сказать, мажорная/минорная, быстрая/медленная и всё... музыка - удивительная вещь!
есть "теория", что прозаические тексты, написанные под музыку - это совершенно особый вид искусства.... потому что обычно текст требует логики, композиции, всё это создаётся работой ума, то есть воспроизводится с опорой на вторую сигнальную систему. а вот музыка активирует первую сигнальную систему, очень древнюю, доставшуюся нам от животных и потому тексты, написанные под влиянием музыки бредоподобны... и нужен особый долго нарабатываемый навык, чтоб писать под музыку более или менее осмысленные прозаические тексты, в которых бы точно передавались испытываемые слушателем эмоции.
со стихами попроще, там тоже есть ритм.
1 -
Культурный Шизофреник, музыка тоже может быть довольно точно вычислена. Кстати, вся моя писанина сделана под музыку.
2 -
Господин Хорикава Ясукити , мимо (насчёт зрительных образов). При написании музыки руководствуюсь всегда какими-либо имманентными именно музыкальными образами и связями. ИМХО, представлять музыку как борьбу Светлого и Тёмного или Добра и Зла - это полный бред.
Несколько цитат, которые я считаю исключительно точными:
Широко известно высказывание Р. Шумана о том, что лучше молчать, чем говорить что-либо о музыке.
"О вещах, невыразимых в узконаучных терминах, вообще следует молчать. Философы-метафизики прошлого - это неудавшиеся музыканты" JI. Витгенштейн
Музыка, в свою очередь, с такими имманентными ей свойствами, как беспредметность, несводимость к конкретным понятиям и абстрактность (кажущаяся, в чем мы убедимся ниже), оказывается нагруженной философским содержанием. Недаром в классификации систем выдающегося ученого К.Боулдинга, построенной им в соответствии с иерархией сложности их организации, искусство (и музыка в том числе) отнесено к уровню, выше которого автор находит возможность поместить лишь "трансцендентальные системы", то есть " не поддающиеся анализу абсолюты и неизбежные непостижимости".
1 -
Культурный Шизофреник Господин Хорикава Ясукити , насчёт логики и математики пример И.С.Баха наиболее показателен. В своё время я изучал "Хорошо Темперированный клавир" по нотной записи именно как математическую задачу по взаимодействию голосов в полифоническом произведении (или контрапункте, о котором на АЛ упоминают второй день)))
1 -
Господин Хорикава Ясукити фишка в том, чтобы передать всю полноту эмоций... не скажете же вы, что вам удаётся передать в тексте весь спектр "музыкальных" эмоций? или что музыка, которую вы слушаете, вызывает мало эмоций у вас?..
именно это имелось ввиду. а то, что писать под музыку нетрудно, это ясно
-
Культурный Шизофреник, нет, ничего такого я не утверждаю. Просто музыка - всегда в моёй жизни (что-то слушаю или играю) поэтому когда мне приспичивает что-то поизлагать словами (как правило мыли, впечатления, в общем как-то переварить накопленный опыт), то и музыка играть продолжает.
1 -
"ИМХО, представлять музыку как борьбу Светлого и Тёмного или Добра и Зла - это полный бред." - согласен абсолютно. А так-то, ритмически организованные колебания воздуха разной частоты и их воздействие на психику ещё изучать и изучать.
1 -
Господин Хорикава Ясукити , "А так-то, ритмически организованные колебания воздуха разной частоты и их воздействие на психику ещё изучать и изучать" лично я в таком контексте не задумывался, а ведь это абсолютно верно. Да, и вспомнил один довольно известный факт: при трансляции музыки Баха в коровнике у коров увеличивался надой. И ещё один - способность инфразвука вызывать у людей чувство ужаса.
-
geros, да, я тоже читал об этом. В общем, открытий чудных ещё предстоит.)
1 -
Спасибо за пояснения, г-н Хорикава Ясукити. Да, без баса рок бы не звучал так сочно.
-
Василий Пашковский, о том и речь. Спасибо и вам, что ознакомились.
-
-
-
-
Татка Боброва, ах вот, как! Ну, мы ещё это обсудим с глазу на глаз.))