cp
Alterlit

Последнее танго стариков на скользком от крови паркете "X" 2022 года)

 

У фильма есть ряд достоинств и ряд определенных недостатков. Очевидных достоинств только два. Фильм это цельный и выдержан в одной стилистики от первой до последней секунды (насколько выгодно в этом отношении он отличается от «Однажды… в Голливуде», где прямо, как по Пушкину, у Тарантино смешалось все - и лошади, и люди).

Другое достоинство заключается в том, что такой атмосферы – вот именно идентичной этому фильму, - я никогда прежде не видел, вернее, не чувствовал. Простыми словами не опишешь: но фильм этот как бы окрашен в серо-желто-охровые цвета поздней осени, которая подожжена не солнцем, а морозом. Фильм как бы тлеет на ваших глазах на протяжении всего времени и никак не может разгореться полноценным пламенем. Есть в нем что-то от Антониони. И при этом атмосфера и стиль выбраны абсолютно осознано – вот почему критики аплодируют ему во всем мире.

Но на этом, пожалуй, все: бросающиеся в глаза недостатки сморщивают картину в гармошку.

И вот любопытный факт. У меня есть друг, Ирина: именно там, где она бросает просмотр фильма, то есть на месте сцены с ланцетом, застрявшем в яремной вене режиссера, - там для меня фильм, по сути, только и начинается. Начинается слэшер. Встают в голове некоторые любопытные вопросы. Но что было до сороковой минуты? что было до того момента, как юная пуританка решила сниматься в фильме для взрослых? Ничего вообще не было. Кроме, пожалуй, а) разрезанной надвое коровы; б) самой роскошной для меня сцены в фильме: обнажённая девушка плывет по хрустальной глади красивого озера, ее преследует аллигатор, а снимается все это откуда-то сверху… очевидно, с дрона. Она плывет, он преследует… очень медленно, и так - секунд тридцать.

Это ничто иное, как самая настоящая аллегория смерти; мрачные экзистенциональные мысли, подобно савану, накрывают тебя с головой: так ведь и смерть преследует нас день ото дня, месяц за месяцем, год за годом – ну ооочееееень медленно. Тем не менее, самая медлительная охотница до сих пор оказывалась самой проворной.

Но в остальном фильм пустой, как граненный стакан  у меня поутру или как фильмы уже упомянутого Антониони.

В фильме будет любопытный разворот на 360 градусов (по крайней мере, для меня это было так), который не вписывается в саму традицию подобных фильмов. Попробую его описать, так, слегка, чтобы не впасть в пресловутый спойлер… хотя задача эта не из легких.

Вообще, фильм напоминает чем-то «Пятницу 13», но именно первую часть, где вместо не убиваемого и долговязого маньяка Вурхиса в роли палача выступает его, бог весть знает откуда нахватавшая мышей, мамаша.

Я помню эту часть хуже остальных, но, кажется, подтолкнули ее взять мачете именно пуританские соображения: «Вы молоды, красивы, счастливы… вы занимаетесь к тому же добрачным сексом – ну как вас после этого не убить?».

Потом эта формула стала настоящей парадигмой и притянула к себе сотни фильмов. К примеру, именно над этой формулой стебался великолепный фильм  - «Хижина в лесу».

Я думал, то же самое увижу и здесь, но вопреки инволюционным процессам и здравому смыслу (почти то же самое было в «Не дыши 1»), пропахшие тленом мумии сами разгораются необоримым огнем вожделения. Это неожиданно и шокирует: но зрителям (такова их природа) нравится, когда гипотетическая жертва сама становится палачом, а палач - жертвой.

Является ли это третьим, не упомянутым мной достоинством? Для многих – да; для меня лишь – частично. Частично, потому что в «Не дыши 1» я это уже видел; и вообще разнузданный стриптиз старух и стариков не является эстетическим зрелищем и у многих может вызвать отторжение.

Великолепный фильм «Форма воды» вызвал отвращение у многих людей именно половыми отношениями человека-амфибии и смертной женщины, словно (попробую пошутить) «голубой экран» способен передать рыбий запах. Но та же бросающуюся в глаза противоестественность ждет зрителей и здесь, причем художественный уровень фильма несравнимо ниже «Формы воды». Так что здесь все на любителя.

Справедливая оценка этого фильма по пятибалльной шкале было бы четверкой: он изощренно-кровав, атмосферен, стилен (за исключением эротических сцен, которые просто посредственны), но в нем чувствуется, пусть и не особо навязчиво, неуважение к старости.

Нам словно хотят сказать: вот эти все поколения до нас заблуждались и единственно правыми являемся мы, свободные, раскрепощенные, более образованные люди. Но, по существу, это не правда. Более 99% людей (если не 100) лишь продукт своего времени.

Были времена, когда не мыться всю жизнь и разводить на теле блох считалось признаком святости. Были времена, когда раздвигать ноги перед каждым встречным считалось вполне нормальным. И все эти люди были только зеркалами, с той или иной достоверностью запечатлевшими свое время. И мы – только зеркала, самозабвенно считающие себя личностями. 

Поэтому только 3, но все же, поскольку фильм будет пригоден для поклонников слэшера – я его, с осторожностью, рекомендую.   

 

  • 3
    2
    23

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • sevu
    sevu 19.06 в 17:30

    Всё равно южнокорейские маньяки кинематографические- лучшие! От "Пять" и до сериальных. Хотя японская "Холодная рыба" осталась не досмотренной именно своей крутостью.  Но 2 маньячилла из "Те, кто читает сердца тьмы"(ендакая адаптация "Охотники за разумом") остаётся в моём топе эталоном и зе бест.

    Как там наш россиянский кинематограф с маньяками поживает? Всё ещё фанерничает?)


  • Otmena

    Я не знаю. как он поживает. 

  • sevu
    sevu 20.06 в 22:11

    состояние отмены жаль, я недавно осилел сериал "Детки", работаю над собой и не гнушаюсь разбираться в 50 оттенках коричневого.