Мои «Вишневые сады»
Театр на Бронной, до недавнего времени носивший имя Театра на Малой Бронной, выпустил «Вишневый сад». И это повод рассказать не только о премьере, которую театралы ждали с нетерпением. Хотя, казалось бы, что нового можно сделать с многоуважаемой чеховской комедией, впервые поставленной еще в 1904 году, то есть скоро ей стукнет 120 лет. Сад истоптан вдоль и поперек. Но я и сам ждал — это моя любимая пьеса всех времен и народов. Новое обращение к шедевру — причина вспомнить и прежние «Вишневые сады». И те, которые я видел, и те, о которых в силу возраста, географии или иных препятствий только читал или слышал.
Когда хрестоматийный текст преподносится в сто первый раз, почтенная публика вправе спросить: а на фига? Что такого нового, созвучного времени углядел в пьесе очередной режиссер? На что сделал акценты? Чем удивит? Какие грани знакомых со школьной скамьи персонажей откроют артисты? Чем блеснет сценограф?
Что касается «Вишневого сада», замусоленного трактовками, изнасилованного интерпретациями, концепциями и осовременниванием, то уже общим местом, например, стало, что Лопахин любит Раневскую. И уже не раз намекали, что помещица Раневская сожительствует со слугой Яшей. И что она — нимфоманка. Давали понять, что барыня во Франции не только крокодилов ела, но и балуется кокаином. Алла Демидова, сыгравшая эту роль в 1975 году, в легендарном спектакле Анатолия Эфроса в Театре на Таганке, высказала версию, что телеграммы из Парижа её героине шлет не кто-нибудь, а... молодой Пикассо. Мол, потому она и рвется обратно, к гению.
Раневскую играли не только добродетельной, но и глубоко порочной (например, Татьяна Васильева в спектакле Леонида Трушкина). Гаева, её брата, воплощали не только высокопарным словоблудом, никчемным недотепой, однако и благородной личностью, трепетным и трогательным, как, допустим, Игорь Кваша в спектакле Галины Волчек в «Современнике». Не раз, конечно, режиссеры намекали, что Гаев — нетрадиционной ориентации. С ориентацией Лопахина, к слову, тоже не все понятно. Но он много работает, потому и без семьи. Студента Петю Трофимова изображали не только привычно, то есть буревестником революции, у которого проблемы с сексом («В ваши годы не иметь любовницы!»), но и полуидиотом, как в версии Марка Захарова в Ленкоме. Были несмешные Шарлотты Ивановны с несмешными фокусами, с живыми, с игрушечными и с воображаемыми собачками. Чего только не было...
Мне приходилось видеть, как за свою карьеру артисты успевали сыграть в разных постановках «ВС» разные роли. Допустим, Любовь Селютина была Варей, сейчас — Шарлотта, Ирина Апексимова начинала Шарлоттой, а сейчас — Раневская, а Татьяна Шестакова из Малого драматического театра (СПб) наоборот: в одной версии Льва Додина играла Раневскую, а в более поздней — Шарлотту. Вот такие перевертыши. И у каждого артиста мужского пола есть шанс сыграть Фирса — согласно Чехову, ему 87 лет.
Да, конечно, с возрастом персонажей случалась полная неразбериха. У Чехова не указано — сколько лет Раневской. По косвенным свидетельствам (ее дочери Ане — 17) можно сообразить, что Любови Андреевне может быть 35. Столько было первой исполнительнице этой роли, жене драматурга Ольге Книппер-Чеховой. Другое дело, что она бесстрашно играла Раневскую до почтенных седин, до 76 лет. Конечно, Книппер я на сцене не застал, она умерла 90-летней, в 1959 году, но зато видел в этой роли во МХАТе им. Горького пожилую Татьяну Васильевну Доронину и, конечно, возникало сомнение: откуда у хозяйки сада такая юная дочь? Суррогатного материнства во времена доктора Чехова еще не было... Не новость и разновозрастные Лопахины — от юных Антона Шагина и Александра Петрова до немолодых Сергея Гармаша и Виталия Кищенко.
Самый необычный «ВС» я видел в 2000 году на театральном фестивале в Авиньоне. В компании с Каталин, женой Юрия Петровича Любимова, смотрел венгерскую версию, где все артисты были голые. «Барыня приехала!» — и толпа голых с чемоданами. А дряхлого Фирса играл молодой, кудрявый, кровь с молоком парень, который всем наливал кофе прямо в рот из кофейника. Вот это я понимаю — освежили Чехова!
А вот если спросите: ну, а какой самый-самый? Немного поколебавшись, я бы ответил: литовского гения Эймунтаса Някрошюса со сборной выдающихся русских артистов, поставленный в 2003 году. В его версии играли Людмила Максакова, Евгений Миронов, Алексей Петренко, Владимир Ильин, Игорь Гордин, Инга Оболдина... Ах, какой это был спектакль! Театральное потрясение.
Но вернемся к премьере.
Спектаклю на Бронной с первых минут его анонса сопутствовал шум. Он и сейчас сопровождает первые показы. Из новостной ленты: «Константин Богомолов прилюдно устроил скандал после премьеры... Худрук театра публично отчитал режиссера "Вишневого сада"...»
Молодой постановщик белорус Микита Ильинчик вызвал недовольство старшего коллеги тем, что его спектаклю «не хватило наглости» и то, что в этой работе есть «мхатовские интонации». Хорошо, что в качестве примера нафталина, пыли и олдскульности Константин Юрьевич не упомянул Малый театр: в прошлом году его худрук Юрий Мефодьевич Соломин заявил, что Богомолова нужно срочно положить в больницу и лечить. Подобная реакция была вызвана тем, что на Бронной сообщили: роль Раневской в их грядущем спектакле исполнит 47-летняя Наталья Максимова, трансгендер, то есть бывший мужчина. Наш ответ Ольге Бузовой.
Широкие народные массы узнали Максимову, женщину трудной судьбы, после того, как она появилась на обложке русской версии «Татлера», а после дала откровенное интервью Ксении Собчак — про то, как сменила пол, как работала в Париже в Булонском лесу. Наталья — эффектная и отважная дама, однако не профессиональная актриса. И довольно скоро её участие в репетициях сошло на нет. Хайп хайпом, но надо же и играть, по сцене ходить, реагировать. Не срослось.
Вот тут самое время в качестве аргумента вспомнить Ренату Литвинову (кстати, Максимова несколько лет была её личной помощницей или, как она сама говорит, «фрейлиной»). Литвинова тоже не профессиональная актриса, однако же играла Раневскую в «Вишневом саде» Адольфа Шапиро в МХТ им. Чехова. Сперва её было плохо слышно, и вообще она всё делала не так, однако залы собирала. Чем Максимова хуже?
Мало того, что Бронная лишилась такого «козыря», так еще и дата премьеры переносилась два или три раза, поскольку начинающий режиссер не справлялся с материалом. В итоге неудовлетворенный худрук доделывал спектакль сам. Для этого не нужно обращаться к инсайдерам, достаточно посмотреть на результат, где богомоловский стиль считывается на раз-два-три.
Это — не комедия. Ну так Богомолов и бурлящий водевиль Леонида Зорина «Покровские ворота» (он идет здесь под называнием «Дядя Лева») засушил, как воблу.
Здесь сразу все грустно, обреченно, тоскливо: от декораций Марии Плавинской до первых интонаций. Художница призналась: «В пространстве я хотела показать присутствие холодной мистической энергии, которая нагнетает и давит, не давая никому вздохнуть свободно. Это некогда живое, а теперь замороженное пространство вишневого сада».
Хотя вроде бы — радость: барыня приехала! Но даже Раневская (Лариса Богословская) подобна равнодушной сомнамбуле: что воля, что неволя. Даже Шарлотта (Вера Майорова) бесцветна, как ее наряд. Даже главная звезда, любимец столичной публики — Игорь Миркурбанов в роли Гаева — не завораживает своим магнетизмом.
Персонажи говорят бесстрастно, эмоции выхолощены, на нуле или около нуля. Лопахин (Дмитрий Куличков) купил сад, лучше которого нет в целом свете, однако не понимает — зачем он это сделал...
Время действия по костюмам и прическам не поймешь. Тот же Фирс (Александр Макаров) ходит в пиджаке от «Большевички» и галстуке, как партработник, а Пищик (Владимир Яворский) почему-то в олимпийке. На конторщика Епиходова (Сергей Кизас) надели длинный белый парик, а вроде он и не секс-меньшинство, к Дуняше (50-летняя Татьяна Ошуркова — странный и непонятный выбор на эту роль, у Чехова ей — не больше 18) сватался. Какие-то горячие финские парни из фильмов братьев Каурисмяки.
Главный богомоловский упрек режиссеру Ильинчику, высказанный при зрителях после премьеры: «"Вишневый сад" должен приносить доход». Ну, что же, подход хозяйский, учитывая, что цены на главные хиты этого театра — до 15 тысяч, а на «ВС» — потолок «всего-то» 6 тысяч. Только вот вряд ли подобный спектакль, болезненный по атмосфере, заставит зрителей с радостью расстаться с деньгами...
#новые_критики #театральныйобзор #вишнёвый_сад #театрнабронной #театрнатаганке #мхат #театрпушкина #богомолов #театрнабронной
-
А то, что на «Вишневый сад» по-прежнему большой спрос — это, разумеется, радует.
-
Как приятно читать человека, влюблённого ( не побоюсь этого слова) в театр.
интересно другое - а имела бы успех сейчас классическая постановка? Сколько в успехе в принципе играет роль громкое имя театра, режиссёра, актёров - а сколько само воплощение?
-
Аля К. Время от времени хожу на "Поединок" по Куприну. Идеал - в исполнении малого драматического.
Но уже лет десять не видел. Думаю - пора.
Классика всегда в цене.
-
У меня такое ощущение, что если не создать сейчас какой-то инфоповод вокруг постановки спектакля, скандальный, с душком, с чем угодно, но так, чтоб обязательно заговорили, то в театр зритель и вовсе ходить не будет. По сети мгновенно прошлась именно эта новость про "ругал режиссера прямо при зрителях" и что-то там еще Богомолов сделал эдакое, когда спектакль еще не закончился. И про Максимову, которой в итоге отказали в роли, но пишут, что не потому, что она Максимова, а Богословская все-таки вжилась лучше. И вот это все я знаю, думаю, именно потому что изначально брали Максимову и Богомолов "ругал" режиссера. В принципе, можно понять театры, им жить и функционировать тоже как-то надо. Так что ждем, наверное, новых бузовых на арене
-
Кстати, в МДТ у Додина 11 июня будет 100й спектакль "Вишневый сад". Там вы не увидите трансвеститов или голожопых представителей "модной театральной направленности".
-
Хорошо, что классика по-прежнему в моде. Даже читать о том, что на театральные подмостки выходят люди нетрадиционной ориентации и это все культивируется в норму, противно, а не то что смотреть. Понятно, что есть люди действительно с отклонением – у природы свой черный юмор. Но превращать героев классической литературы в угоду толстому кошельку в посмешище, это уже преступление, на мой взгляд. И об этом надо писать. Спасибо.