cp
Alterlit
Karakum Karakum 07.05 в 09:14

Пролетая над кукухой. «Корабельные новости» и «Лобстер»

 Обзоры любительского уровня. Со спойлерами и всякими восхищениями.

 Корабельные новости The Shipping News, 2001 Реж. Лассе Халльстрём

Койл, патологический неудачник, влюбляется в красивую и независимую Петел. Став его женой, та изменяет Койлу. Не меняет положения вещей и рождение дочери. Сбежав с очередным дружком, Петел погибает в автомобильной катастрофе. В то же время родители Койла кончают жизнь самоубийством. Раздавленный происшедшим, он принимает предложение своей тётки Агнес и уезжает на Ньюфаундленд, родину отца, чтобы начать всё с нуля.

Всё связано. Какой-то таинственной ментальной нитью. Убеждался в этом десятки раз. Кроме личных связей «Корабельные новости» обнаружили и совсем неожиданные, но логичные и закономерные. 

Режиссер — Лассе Халльстрём, который наснимал кучу классных (опять же, мною любимых) фильмов: «Что гложет Гилберта Грейпа?»; «Правила виноделов»; «Шоколад»; «Рыба моей мечты». Талант постановщика добрых, визуально мягких и уютных фильмов прослеживается во всех знаковых работах этого художника. Лассе из тех настоящих, что обладают своим почерком. Узнаваемой индивидуальностью. 

Вторым открытием стал автор исходного одноимённого романа (который, кстати получил Пулитцера) Энни Пру. 

Эта талантливая дама была и лауреатом Премии О. Генри, в том числе за рассказ «Горбатая гора», в фильме по которому, позже, у другого именитого режиссёра снялся Хит Леджер. А он в свою очередь снялся у Халльстрёма в «Казанове».

Такой вот круговорот актеров, режиссеров, кино, литературы, искусства. И везде-везде этот круговорот затаскивает в себя вкусы и восхищение простодушных смотрителей фильмцов, вроде меня. Локальный, так сказать, облачный атлас. 

«Корабельные новости» начинается с меланхоличной истории взросления неудачника, без внутреннего стержня, без амбиций и, скорее всего, без сексуального опыта. Но, что важнее, без опыта любви. Без любви родительской, без любви братской/сестринской, без дружеской любви. И даже без уважения коллег. 

Двоякие изменения в жизнь Койла приносит социальнобезответственная и сексуальнораспущенная Петел (Кейт Бланшетт), вместе с ней приходят краски разных тонов. Это и скоропостижный (возможно, что и единственный) секс, и рождение дочери, и постоянные измены, на которые герой реагировать не умеет. В защиту Петел я нахожу единственный аргумент. Койл действительно наискучнейшее создание! 

Зло в лице Петел демонизируется намеренно и абсолютно, так, чтобы в её отрицательности ни у кого не осталось сомнений — она продает собственную дочь. 

Вообще, к моменту приезда на остров все персонофицированное зло мертво. Интересно, что мертво оно без участия главных героев фильма. Оно убивает себя само. Родители Койла (в особенности отец-насильник своей сестры) самоубиваются. Петел под наркотой попадает в аварию. И даже муж воспитательницы (Джулиана Мур) якобы погибает в море. 

На Ньюфаундленде царит пасторальная сельская гармония, простая жизнь, простые ценности и простые мечты. Среди людей за негатив отвечает смешной старенький редактор газеты. Его подлости и подлостями-то нельзя назвать в полной мере. Так, подлянки. Они даже необходимы герою, чтобы держать себя в тонусе и все же постараться сформировать хоть какое-то подобие характера. 

Настоящая борьба героев происходит с прошлым. В фильме его не стесняясь символизирует старый дом. В доме (в прошлом) люди пытаются продолжать жить, надеясь построить новое. Но крыша протекает, сквозняки продувают, и не смотря на попытки плотника залатать дыры, в итоге дом сносит в море «восточный ветер» — ветер перемен. К тому моменту и Агнес, и Койл сумели нащупать дорогу к другой, настоящей жизни. Сумели избавиться от призраков былого. 

А я не могу избавиться от ощущения, что режиссер показал мне рай на земле. И мне нравится этот рай. Мне нравятся его обитатели. Мне нравится, что на прощальной пьянке они раздолбали лодку милого путешественника, который и сам хочет остаться на острове. 

У них есть даже свой Иисус (хозяин газеты), который «ходит» по воде и спасает утопающих (ловец человеков), а потом, с детской непосредственностью воскресает. 

Еще этот фильм лишен всякого пафоса, абсолютно. Хотя даже сама суровая натура его предполагает. Море здесь просто море, снег — просто снег, а скалы всего лишь скалы. И люди всего лишь люди. Суровые мужики и суровые женщины. Нет, не викинги, конечно. Но переживают свои проблемы без надрыва и разрывов аорт, которые сейчас так популярны в киноматографе травмы. Единственный  раз Лассе допустил сказочную картинку — в сцене где Койлы перетаскивают дом. 

Хотя, по сути, как и снятый годом раньше «Шоколад», этот фильм и есть сказка. 

О шикарном актерском составе говорить и вовсе нет смысла. 

К этому кино у меня лишь одно замечание. 

Вот когда героиня Джуди Дэнч приходит к Койлу, чтобы украсть прах отца, как она на самом деле относится к сыну своего брата-насильника? Возможно же, что она его ненавидит так же люто, как и его отца. Здесь можно было подробнее показать её отношение. 

Всем, кто не смотрел, очень советую. И да, пейте чай — он придает сил! 

 

 Лобстер The Lobster, 2015 Реж. Йоргос Лантимос

История любви, которая разворачивается в ближайшем будущем, где одиноких людей арестовывают и отправляют в жуткий отель. Там они обязаны найти себе пару за 45 дней. Если им это не удается, то их превращают в животных и отпускают в лес.

Лантимос представляет нам биполярный мир скорого будущего, в котором любовь из факта свободного выбора человека становится его обязанностью. Человек создан для счастья и теперь имеет право на жизнь, лишь исполнив свое предназначение быть счастливым через любовь. Допустив такую предпосылку, режиссер открывает для нас широкое поле точных метафор, наблюдений и суждений. Несправившиеся с задачей вынуждены становиться животными. Есть в этом нечто глубоко индуистско-буддийское. Своего рода принудительная реинкарнация в существо на ступень ниже. Новое прижизненное воплощение, в котором опять появляется шанс на нереализованные в человечности отношения.

Герой Фаррелла подходит к выбору своего животного ответственно и аргументированно его объясняет, хотя меня и смущает его готовность идти на риск быть съеденным с большей вероятностью, чем какая-нибудь глубоководная тварь. Возможно, в самом этом выборе уже заложена готовность пойти на жертву. Причем не на абстрактную, пафосную жертву, а на вполне конкретную и приземленную. Накормить собой людей. Принести пользу.

Запрет на онанизм (наказание за который почти библейское) с одной стороны и (как я понял) доведение до эрекции персоналом призваны подстегнуть постояльцев предпринимать более активные попытки сближения. Что они и делают, используя хитрость и грязные приемы. Людей трудно за это упрекнуть, когда под вопросом даже не жизнь. С ее потерей (самоубийство пример этого) смириться порой легче, чем с обезличиванием. С потерей своего я, своей самости. И даже здесь Лантимос угадал. Смерть брата-собаки наглядно показывает, что от любовных неурядиц часто страдают невиновные близкие.

Но Отель не был бы полной метафорой диктатуры, не заставляй он своих жителей преследовать повстанцев (дикарей), по факту бунтовщиков, а по сути просто других, отличных от нормы. И ведь это новое общество не ультимативно принуждает отстреливать инакомыслящих, а только предоставляет возможность этого и за это награду. Всего один день за человека. Всего один дополнительный день жизни и вот уже с каким азартом приличные в общем люди охотятся на себе подобных.

В этом лесном братстве вырос реакционный полюс — философия неприятия близости. Закономерный, но не логичный результат политики принуждения. Такие ответные реакции на раздражители свойственны человеческим обществам, особенно с сильным лидером во главе, который у лесовиков как раз был. Человек с явной проблемой. Человек, которого жаль.

Многие персонажи фильма кажутся безэмоциональными, и на их фоне комичное выглядит более комично, трагичное более трагичным. Именно такое кино мне ближе всего. Когда юмор не очевиден, а горе не экзальтированно. Когда о чувствах нужно думать не меньше, чем о смыслах.

Особенно улыбнула первая сцена фильма. Как же соблазнительно и просто убить скотину-бывшего!

Кто не смотрел — вперед!

#корабельныеновости #лобстер #лассехалльстрём #йоргослантимос

  • 18
    10
    67

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • shevnat
    Сквозняк 07.05 в 22:34

    Лобстера смотрела. Редко какие фильмы так же намертво впечатываются в память. Сильно. Корабельные новости внесла в свой список, спасибо, буду смотреть, аннотация понравилась.

  • Karakum
    Karakum 08.05 в 08:05

    Сквозняк приятного просмотра)

  • Karakum
    Karakum 08.05 в 08:08

    Аля К. Согласен. А вот «Убийство священного оленя» того же режиссера мне не очень зашёл. 

  • hlm
    Аля К. 08.05 в 10:07

    Karakum да Вы читаете мысли! 

  • sinsemilla
    Синсемилла 08.05 в 10:14

    вот спасибо, не смотрела ни первый, ни второй

    начну с Лобстера, очень уж заманчиво... люблю антиутопии

  • Karakum
    Karakum 08.05 в 10:21

    Синсемилла надеюсь понравится

  • YaDI
    ЯДИ 08.05 в 13:57

    я эти кины не то что не видел, я про них даже ничего и не знал

    после праздников приеду домой, качну

    спасибо

  • Karakum
    Karakum 08.05 в 14:05

    Приятного просмотра!

  • bastet_66
    bastet_66 11.05 в 06:59

    Обзоры интересные. Фильмы попытаюсь посмотреть, хотя очень уж кровожадными показались они. Вот насмотришься такого, и захочется прибить кого-нибудь. Или депрессия накроет. Автору не мешает перечитывать написанное, потому что эмоции и мысли зашкаливают (и это здорово!), а грамматика страдает.