Alterlit

Лола (на конкурс)

- Коллеги, знакомьтесь. Лолита Константиновна - наш новый учитель русского языка и литературы.

Весь педсостав вяло кивает в сторону девушки, отворачивается и продолжает изучать ее боковым зрением.

- Здравствуйте! - говорит Лола, от волнения в горле пересыхает и она тянется за кофе из бумажного стаканчика.

- Простите, у нас не принято приносить еду и напитки, только воду. Перекусить вы можете в столовой.

Завуч Белла Эдуардовна пытается говорить сдержанно, закусывает тонкие ярко накрашенные губы, от чего ее бледное морщинистое лицо теряется на фоне блеклой блузы. Но присутствующие все равно отчетливо слышат скрежет ее зубов. Она никогда не кричит, только шипит, и этот звук напоминает скворчание раскаленного масла, на котором она тебя вот-вот поджарит. Учителя про себя зовут ее Белла Адовна, а ученики - гаргалыга.

Желание что-то рассказать о себе у Лолы испарилось. Коллеги, похоже, даже не собирались слушать, зашуршали бумажками и разбежались по кабинету. «Мда… Трудно мне с вами будет, бумеры. Посмотрим, сколько продержусь» - думает Лола, выходя из кабинета, и чувствует, как чья-то рука тащит ее за локоть. Это Светлана Сергеевна, учительница географии. Ученики прозвали ее «шар земной» за сходство фигуры с глобусом, но, сами того не подозревая, попали в самую суть ее характера. С годами Светлану Сергеевну раздуло не столько от столовских котлет, сколько от чувства собственной важности. Она относится к тем учителям, что искренне считают, будто вокруг их предмета вертится весь мир. И пытаются доказать это всем окружающим.

- Постойте, милочка. Хочу пожелать Вам удачи. Вы ведь знаете, вместо кого будете работать? – говорит географичка, хитро стреляя глазами в Лолу.

- На собеседовании говорили, что прошлый учитель ушел на пенсию.

- Да-да, все верно. На заслуженный отдых. Тамара Александровна – гордость школы. Вырастила столько олимпиадников! Первый стобальник в городе, кстати, ее протеже. Ученики ее обожали! Трудно Вам будет, милочка. Планка-то какова!

Лола пытается вырвать руку, но географичка впивается пальцами еще сильнее, еле сдерживая смех:

- К тому же, хм, вам положено знать. Наш завуч, Белла Эдуардовна, до повышения тоже преподавала русский и литературу.

- Спасибо, - говорит Лола вместо «пошла на хрен», резко выдергивает вспотевшую руку, сминает стаканчик и бросает его в урну.

Лола подходит к кабинету и заглядывает в приоткрытую дверь. Одиннадцатиклассники уже сидят за партами, но почему-то тихо. Девушка натягивает улыбку, распахивает дверь и уверенно шагает к доске.

- Здравствуйте, ребята. Мня зовут Лолита. Э-э-э… Лолита Константиновна.

Тишина. Тридцать здоровых лбов смотрят на нее и не шелохнутся. Она ожидала гомон, смешки с последних парт, язвительные вопросы, на которые она уже заготовила выразительные ответы. Какие-то неправильные подростки. Руки сложили и вылупили на нее свои рыбьи глаза. Лола проклинает день, когда решила подать документы в педагогический, и уже фантазирует над причиной увольнения. Но тут девочка за первой партой говорит:

- У вас необычное имя.

«Ох, спасибо тебе, милое создание». Лола вдыхает всей грудью, поднимает глаза и тараторит:

- Имя самое обычное. Вспомните его, когда будем проходить Набокова.

Снова тишина. Шутка не зашла. Лола заливается краской и пытается найти поддержку у девочки. Та только смотрит исподлобья со скрываемой ухмылкой. Лола скользит взглядом по парте и замечает тетрадь с аниме на обложке.

- Хотела произвести на вас впечатление, но как-то не задалось. - Лола виновато улыбается и продолжает громко. - Но, как говорил Наруто: «Никогда не сдаваться. Встать, когда все рухнуло - вот настоящая сила».

Волной от первой до последней парты проносится одобрительный смешок. Девушка выдыхает, опускает плечи, дает ученикам отшептаться друг с другом и уверенно говорит:

- Меня зовут Лола. Но по правилам школы вам нужно называть меня Лолита Константиновна. Хотя мне больше по душе мадемуазель Лилит. Кстати, это мой ник в твиттере.

Спустя месяц русский язык и литература стали любимыми предметами у одиннадцатиклассников. Они смотрели ролики на ютубе и искали ошибки в ударениях (оказалось, популярные блогеры – те еще грамотеи), готовили презентации о прочитанных книгах и создавали странички в соцсетях для поэтов серебряного века. Лола выпросила у учителя ОБЖ проектор, на котором он должен был показывать ученикам фильмы о вреде курения и про ужасы абортов. Но Григорий Иванович вместо этого весь урок травил байки про приключения своего стройотряда и потягивал чай «с секретиком» из термоса. А еще с помощью проектора Лола освободила себя от проверки домашки или диктантов. Она просила учеников поменяться тетрадями, и они сами находили ошибки одноклассников, сравнивая тексты с правильным вариантом на экране. Работа была бы в радость (не считая утренних летучек). Но подружиться с семиклассниками никак не получалось. Подростки то и дело пытались сорвать урок, подшутить над новой учительницей. Лола включала обаяние на максимум, посмотрела все видео, которые цитируют ученики, даже пыталась рассказывать правила русского языка мемами. Ничего не помогало.

- Трудный класс, - вздыхает учительница химии Маргарита Антоновна. - Я на них давно поставила крест. Преподаю только первым партам. Остальные путь хоть на ушах стоят.

- Понимаю, но что-то же можно сделать.

Лола вздыхает, греет руки о чашку с чаем и любуется, как сверкает янтарная брошь на груди химички. Та подвигает ближе домашние пирожки. Ох и попадет им от гаргалыги за это чаепитие, если вдруг узнает. Но Маргарита Антоновна очень хочет по-матерински поддержать эту бедную девочку, а другого способа найти не может.

- А что вы сделаете? Для них даже ремень родителей не авторитет! – говорит Маргарита Антоновна, пытаясь приподнять свое тучное тело и налить еще чая. Ученики по-доброму относятся к ней, но по правилам школы прозвали ее Целлюлитой Антоновной.  – Вы бы лучше занимались одиннадцатиклассниками, у них ЕГЭ. А этих шалопаев расформируем. Мы с вами уговорим других учителей обратиться к директору с этим вопросом.

Но у Лолы уже есть идея получше.

***

Лола заглядывает в класс, но большая часть учеников как обычно не реагирует. За ней заходят еще три парня и три девушки. Они выстраиваются вдоль доски и с улыбкой смотрят на семиклассников. Те затихают и шепчутся.

- Всем привет! - бодро начинает Рома. Высокий блондин, по которому сохнет полшколы. - Сегодня у вас будет необычный урок. Мы разделимся на шесть команд, у каждой будет капитан - кто-то из нас. Мы будем выполнять задания, их даст Лолита Константиновна, а потом презентуем перед классом.

- Я составила список команд, сейчас выведу на экран, - робко вставляет Лола.

Ученики снова загудели, стали пересаживаться, кто-то пытается поменяться командами. Но все до одного включились в процесс. Лола садится на стол и наблюдает. Не только девчонки, но и Лелик, самый хулиганистый и неуправляемый заводила, смотрит на Рому с восхищением, ловит каждое слово и старается впечатлить его. У Лелика нет отца, а мать ездит работать на вахту. Бабушка не справляется с мальчиком, пытается наказывать по-советски - стоянием за горохе или чисткой лука, отчего Лелик только больше протестует и срывает злость на одноклассниках. Например, на Юре, неказистом и скромном отличнике, чей отец выбил из него малейшее желание сопротивляться и проявлять свое «Я».

***

На следующий день Лола, как обычно, собирается с духом, чтобы открыть кабинет. Но вместо привычного ора слышит спокойное перешёптывание. Неужели Лелик не пришел? Не мог же один урок со старшеклассниками так все изменить! Она заходит, семиклассники встают. Все, кроме одного.

- Юра, а ты почему не садишься? - тихо спрашивает Лола, нагнувшись к ученику.

- Можно я постою?

- Ладно, стой.

Лола начинает урок, то и дело поглядывая на Юру. Хилый ребенок, изгой в классе. Всегда в одной и той же белой рубашке, заправленной в черные штаты. Зачем он дает одноклассникам очередной повод издеваться над собой? После урока Лола просит мальчика остаться.

- Объясни, пожалуйста, что это было?

- Просто мне так удобней.

- Юр, пойми, это первый урок. Дальше у тебя что? География, кажется. Вряд ли тебе там тоже разрешат стоять.

Мальчик опускает голову и молчит. Лола рассматривает его и замечает синяк на левой руке.

- Тебя обижают одноклассники?

- Нет.

Юра, прости, пожалуйста, - говорит Лола и резко бьет его журналом по ягодицам. Мальчик подскакивает, корчится от боли и орет:

- Что, что вы делаете?

- Это родители? Из-за тройки?

- Не ваше дело! - Юра в ярости швыряет рюкзак к двери, но сам уйти не смеет.

Лола чувствует, как стучит в висках и дрожит левая лодыжка. Она разжимает челюсти и говорит спокойно:

- Хочешь исправить оценку?

Юра удивленно смотрит на учительницу, продолжая молча тяжело дышать.

- Я разрешаю тебе исправить сочинение. Ты должен будешь сам объяснить все свои ошибки и предложить, как можно их исправить. Понимаешь?

- Да, - отвечает Юра и заторможенно подбирает рюкзак.

- Вот и договорились. Теперь пойдем к Светлане Сергеевне. Я сама попрошу ее разрешить тебе стоять.

На удивление географичка не стала узнавать причину странной просьбы, поблагодарила Лолу за ответственность перед учеником, а в конце добавила, что директриса ждет ее у себя.

***

- Присаживайтесь, - говорит Лариса Владимировна и указывает на пластиковый стул у двери. Сама садится за огромный п-образный стол, который занимает половину кабинета, и откидывается в кресле.

Лола присаживается на самый край стула и скрещивает ноги.

- До меня дошла информация, что вы не проверяете домашнее задание у старшеклассников. А еще на уроках включаете им какие-то ролики. Я на многое готова закрыть глаза, Лолита Константиновна, но эта последняя выходка… Зачем вы позвали одиннадцатиклассников к семиклассникам и устроили балаган?

Лола чуть не подавилась слюной, пытаясь возразить, но директриса продолжила:

- Каждый учитель самостоятельно должен проверять домашнее задание. Это входит в его обязанности по договору найма. Надеюсь, такого больше не повторится?

Пока директриса говорила, Лола смогла ее разглядеть. Темные с проседью волосы, собранные в тугой пучок на макушке, оголяют блестящий высокий лоб, блуза почти такая же белая, как ее кожа, а из-под тяжелой длинной юбки выпирают острые колени. Теперь понятно, почему ученики называют ее Лорда Воландемортовна.

- Лариса Владимировна, я не знаю, откуда вы узнали про мои методы преподавания, но, полагаю, что не от учеников, поэтому информация у вас слегка неточная.

Директриса аж выпрямилась от такого напора. Лола сама от себя не ожидала. В висках запульсировало, но отступать некуда:

- Я считаю, что ученики должны взаимодействовать между собой. Так старшеклассники учатся ответственности, а младшие видят пример для подражания и тоже хотят быть такими же умными и крутыми. Мой метод приносит результаты, ученики стали проявлять больше интереса к учебе.

Лола больше не могла сдерживать порыв, вскочила и зашагала по кабинету директрисы.

 - Учителя постоянно запугивают школьников, внушают им страх перед оценками и перед собой. Как следствие ученики начинают боятся учителей, а потом и ненавидеть. Придумывают им смешные прозвища, чтобы хоть как-то снизить градус напряжения. Обучение из-под палки не дает позитивного результата, и это не только мое мнение, об этом говорит мировой опыт. Нам нужно давать ученикам больше свободы.

Лариса Владимировна прожигает Лолу долгим немигающим взглядом. Девушка чувствует, как полыхают щеки и сохнут губы. Директриса берет в руки какой-то документ и протягивает Лоле. Ну все, сейчас ее уволят.

- Вы молоды и полны идей, это похвально. Но вам не стоит забывать о формальностях. Вот, возьмите.

Лола на цыпочках подходит к столу и кончиками пальцев цепляет бумагу.

- Это жалоба от папы Дорохова Юры. Мальчик отличник, а вы ему ставите тройку.

- Я ставлю объективные оценки, - говорит девушка и чувствует, как к горлу подступает комок. - Вы знаете, что ему дома бьют?

Теперь уже не выдерживает директриса, встает и говорит с напором:

- Наша главная обязанность – подготовить детей к ЕГЭ. А воспитание - это дело родителей. Мы не должны портить аттестат мальчику из-за одного предмета! Золотые медалисты определяют статус школы, вам ясно?

Лола ничего не отвечает. Она опускает голову и закусывает губу. Директриса замечает это, берет себя в руки и возвращается в кресло:

- Я была такая же, как вы. Горела делом, хотела все переиначить. Но если вы жаждите добиться чего-то, то нужно научиться встраиваться в систему. Уж поверьте моему опыту.

- Спасибо. Я могу идти?

- Да, конечно.

Лола облизывает мокрые, соленые губы, будто хочет напиться слезами. Берет телефон, звонит маме и высказывает все, что хотела бы кинуть в лицо всем этим сухарям.

***

На утренней летучке Лола не говорит ни слова, а потом первая выходит из учительской. Возле класса уже толпятся семиклассники. Девушки смотрят какое-то видео и смеются, парни гогочут ломающимися голосами над Юрой, тот старается не обращать внимание и сгибается над учебником.

- Юра, зайди ко мне в кабинет, пожалуйста.

Мальчик доверчиво смотрит на учительницу, берет тяжелый рюкзак и послушно идет за ней. Парни улюлюкают вслед что-то про короткую юбку Лолы и девственность.

- Ну что, ты сделал работу над ошибками? - говорит Лола и садится за стол.

- Да, конечно, вот, - ученик кладет раскрытую тетрадку и делает пару шагов назад.

Лола беглым взглядом проверяет текст и просто говорит:

- Все отлично. Юра, ты молодец!

Мальчик продолжает молча стоять, опустив голову. Лола хмурится, еще немного ждет и говорит:

- Ну, тогда я поставлю тебе два.

- Что? За что? Вы же сказали, что все правильно! – Юра роняет рюкзак, подходит к столу и продолжает полушепотом. – Лолита Константиновна, пожалуйста, не надо. Меня дома убьют.

- Ты не понял, - говорит Лолита, встает, опирается двумя руками на стол и смотрит ему в глаза. - Ошибки - это обязательная часть взросления. Ошибки учат тебя быть сильнее, умнее. Это твой опыт. Каждая новая ошибка – это баллы, которые ты накапливаешь и плюсуешь. И чем больше ты наделаешь ошибок, тем крупнее выйдет сумма на счету. Понимаешь?

- Да… - заикается в ответ Юра, - Н-нет.

- Смотри, я поставила тебе три. А сейчас ты заработал еще два. Сколько будет три плюс два?

- П… пять?

- Именно, - Лола открывает журнал и исправляет тройку на пятерку. - Юра, ты очень умный парень. Ты выигрываешь городские олимпиады по математике. Нельзя быть идеальным везде. Просто используй свои сильные стороны.

Юра медленно спускается по стене, садится на корточки, закрывает руками лицо и плачет. Лола садится рядом и кладет руку ему на спину.

- Мне очень повезло. Меня мама никогда не ругала за оценки, давала полную свободу и во всем поддерживала. Благодаря этому сейчас у меня есть внутренняя сила, и я могу поступать так, как захочу. Знаешь, она совсем не одобряет мой выбор стать учителем. Но продолжает верить в меня.

- Я вам завидую, - всхлипывает мальчик и вытирает слезы чистым белым рукавом рубашки.

- Нет, не нужно завидовать. Я все равно старалась учиться на пятерки, потому что учителя внушали, будто от оценок зависит наше будущее. Но они врали. Оценки не значат ничего. Когда ты получишь свой аттестат, то просто положишь его в папочку с документами и забудешь на всю жизнь. Оценки нужны не тебе, а учителям, чтобы запугивать и манипулировать.

Юра поднимает голову, с удивлением и страхом смотрит на учительницу.

- Ты не обязан разбивать лоб и писать сочинение уровня Пушкина. Тебе этот навык никогда в жизни не пригодится. Достаточно просто научиться писать любые сочинения, чтобы уметь излагать мысли. Поэтому забей. Я нарисую тебе твою пятерку в аттестате, раз твоим родителям это так нужно. Но только если ты продолжишь также исправлять свои ошибки и не будешь их боятся, хорошо?

- Хорошо, - тихо говорит Юра и поднимает на Лолу глаза, полные восторга и надежды.

- Ты посиди здесь. Сходи умойся, только потом приходи, как будешь готов. Не торопись, ладно?

- Ладно. Спасибо!

- И это, напиши мне телефон своего папы и оставь на столе. Хочу с ним поговорить.

***

Лола идет вдоль заснеженных дворов, даже сквозь пуховик лямки набитого тетрадками шоппера больно давят на плечо. На шоппере синими нитками вышит профиль Бродского и его цитата: «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека – всегда можно». Девушка случает музыку, неслышно подпевает, но в самый разгар куплета звонит телефон:

- Привет, дочь! Как там на фронте?

- На работе все нормально. Привет, как ты?

- Ого, ты сегодня какая-то... не недовольная. Что случилось? Гаргалыга нашла новую собачку для битья?

- Ну мам. Все не так плохо. Я жалуюсь, потому что пришла на новое место, коллектив устоявшийся, поэтому трудно принимает. Со временем все наладится, и я стану своей.

- Ага, станешь своей. Будешь носить один пиджак всю жизнь, отдыхать в санатории «Звездочка» раз в 10 лет и на новый год есть бутерброд с икрой красной, идентичной натуральному.

- Умеешь ты поддержать, конечно. Зарплата небольшая, да. Но со временем я смогу подрабатывать репетиторством и писать исследовательские работы.

- А вот послушала бы маму, закончила бы курсы по SMM и сидела бы на удаленке, постики пилила в инстаграм и в ус бы не дула.

- Но мне нравится работать с детьми. К тому же коллеги тоже неплохие люди. Они просто привыкли работать из года в год в неизменных условиях. Ученики приходят и уходят, меняются поколения, мам! А они, как ты выразилась, ходят в одном пиджаке. Потому что система крепко держит за грудки и не дает свободы для самовыражения. Они стали частью этой системы и смирились. А я пришла, давай гнездо ворошить. Вот они и не довольны. Но ничего.

- Ладно, Лола - звезда рок-н-ролла, хочется тебе барахтаться в этом болоте - выбор твой. Все равно в любой момент можешь прийти ко мне, устрою, как и обещала.

- Спасибо, мам. У меня все получится.

- Дай бог, дочь. Удачи, люблю!

Мама отключилась, и в наушниках снова заиграл Нойз МС. Лола вдыхает морозный воздух, он покалывает в ноздрях, но потом будто расплывается теплом по всему телу. Нет, она точно на своем месте. Все самое лучшее в этой жизни достаётся большим трудом. Будь то подъем на Эверест, кругосветное путешествие, крепкая семья или карьера мечты. Всегда нужно работать и превозмогать себя. Она не собирается сдаваться, когда-нибудь займет кресло Воландемортовны и  покажет всем, что можно учить детей не под прессом системы.

***

В это самое время учительница географии заходит в кабинет директрисы и кладет на стол распечатанные скриншоты.

- Полюбуйтесь, Лариса Владимировна. Это твиттер нашей Лолиты Константиновны. А вы почитайте, что она там пишет, почитайте! У нее много подписчиков, и наши ученики в том числе. Тут и фото есть. Вот она, милочка, в купальнике!

#наперекорсистеме #конкурс_alterlit

  • 25
    9

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Merd
    Мой господин 25.11 в 18:04

    С интересом прочел в ожидании момента когда Лола будет раздеваться. У меня была подруга мисс Лола из Красного туза

  • valhalla
    Валь Халла 25.11 в 18:09

    Мой господин ушла в бизнес, как советовал премьер?

  • Merd
    Мой господин 25.11 в 18:14

    Валь Халла нет, у нее нет образования

  • Merd
    Мой господин 25.11 в 18:37

    Помню у нас один мальчик недотерпел на Егэ и поехал в Маскву клеить коробочки

  • Karl
    Kremnev207 25.11 в 18:55

    Ну не к месту, н е к месту (с) тут в конкурсной работе

    Ли уйми Мерда, пожалуйста, он меня позорит перед конкурсантками.

  • alexeygagach
    Алексей Гагач 25.11 в 19:25

    Макаренко, ни убавить, ни прибавить. 

  • Nematros
    Nematros 25.11 в 20:06

    Эх, зря автор замечания уважаемого кличка гога повесился так в штыки воспринимает. Они действительно режут глаз, практически как в милом фильме Бюнуэля "Андалузский пес". По крайней мере те два, что в первом комментарии. По крайней мере лично я с ними полностью согласен.