Alterlit
Docskif11 Docskif 15.06 в 13:56

Танки у дома

 

Тогда они стояли в парке у нашего дома. Великолепные английские танки, гордость всего двора — застыли бронированными громадами, вечными памятниками Первой мировой и Гражданской в тени акаций, на спуске у фонтана. Наш был справа, другой, такой же, высился слева, и он "принадлежал" мальчишкам из двора напротив. Тускло блестя заклепками, подавляя мощью невероятных гусениц, целились зеленые махины своими бойницами прямо в проезжающие под ними беспечные трамваи, будили наши военные фантазии. Разумеется, во дворе о танках жила незамысловатая, но пламенная легенда: это коварные англичане склепали железных монстров, потом немного повоевали с немцами, а когда началась Гражданская, — подарили танки белякам. Это, конечно, Ворошилов с Буденным отбили их в кровавом сражении, нарисовали на башне звезды и гнали беляков до самого моря. После победы Климент Ефремович забрал трофеи в Луганск, и был настолько любезен, что решил поставить танки у нашего дома в назидание врагам. В благодарность за всё луганчанам ничего другого не оставалось, как переименовать свой героический город в Ворошиловград. Слава Богу, что не навсегда.

Реальная история двух британских танков "Mark V" не далека от легенды. В декабре 1917 года в Бирмингеме запустили в производство танки этой модели. Выпускали их всего год — до конца Первой мировой войны. За это время с конвейера сошли четыреста машин. Шестьдесят танков британцы поставили в Вооружённые силы Юга России весной 1919 года, а позднее их зачислили в Русскую армию Врангеля в Крыму. Оба луганских «Марка» с надписью "За Русь Святую" в составе Белой гвардии двигались из Новороссийска в Севастополь. Затем наступали у Каховки и на Перекопе, где красные отбили большую часть машин, используя против них маневренную конницу, и специально подготовленные по инициативе Фрунзе отряды пехоты.

Уже в двадцатом году танки входили в первый автобронетанковый отряд РККА. В Луганск танки попали действительно благодаря распоряжению Ворошилова. Сейчас в мире всего пять таких танков и два из них в Луганске, хотя и они тоже были под угрозой уничтожения. В июле 1942 года машины едва не вывезли в Германию для переплавки, но фашистов выбили уже в феврале 1943 года, и танки увезти они не успели. В конце 1950-х годов, на волне критики Ворошилова, поступило указание снять танки с постаментов и отдать на переплавку. Тогда рабочие оба танка закопали в землю прямо на заводской площадке для хранения металлолома. Во времена Брежнева танки восстановили в качестве памятников. Примечательно, что ни один экземпляр «Марк-V» не сохранился в Великобритании — на родине танка. В середине 2000-x оказалось, что «выжившие» машины разыскивают английские историки, члены общества «Друзья Линкольн-танка» — из города, где в начале XX века впервые в истории человечества был создан танк. Активисты общества искали каждую машину, выпущенную на предприятии своего города.

Этот интерес и привел в 2007 году в Луганск председателя общества Роберта Скотта. Он хотел выяснить, как «Марк-V» из Великобритании попал в восточную Украину. Когда Скотт увидел танки и сообщил о находке в Англии, было принято решение реставрировать машины. На тот момент выглядели они ужасно: насквозь ржавые, покрашены в кислотный цвет, расписаны пошлыми надписями. Руководству Луганска предложили принять участие в финансировании, перечислив на восстановление уникальных машин всего четверть от необходимой суммы. И сделать это первыми. Остальную сумму, около миллиона евро, британцы внесли сами. В 2009 году памятники отреставрировали на местном заводе.

Сейчас оба «Марка» стоят уже в другом парке, и фонтан там тоже хорош. Вода плавно спадает по каскадам широкими водопадами, а в знойные дни луганская детвора любит плескаться рядом с ними.

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Комментарии отсутствуют