Alterlit
bitov8080 prosto_chitatel 05.04 в 08:30

Выставка "Придворный костюм середины XIX-начала XX века, ГИМ

#ГИМ #придворный_костюм #новые_критики #альтерлит #imhoch

Выставка придворного костюма окунает нас в эпоху монархических династий и правящих императорских домов. 

Впервые здесь представлена столь масштабная коллекция  — около 50 комплектов костюмов и более 60 аксессуаров, она как бы подарок от коллег из Эрмитажа к 150 - летнему юбилею исторического музея, к юбилею его основания.

Все предметы это вторая половина 19 -го, начало 20-го века, костюмы августейшей семьи Александра Третьего и его жены, императрицы Марии Федоровны, придворных служителей и кавалеров. Составители Эрмитажа не зря сделали акцент на коллекцию этих вещей, потому что, собственно, император Александр Третий являлся той личностью, благодаря которой и существует исторический музей. Когда-то он был вдохновителем и инициатором создания музея отечественной истории, и сам во время коронационных торжеств, будучи в Москве, открывал его. И до революции этот музей носил именно его имя. То есть, можно сказать, отец-основатель.

Так же, тема экспозиции - это церемонии российского двора, с которыми можно знакомиться через предметы придворного костюма.

Нужно сказать, в те времена русский двор считался одним из самых пышных и великолепных, и дальше можно в этом убедиться, единственное, в залах специально сделано приглушенное освещение, для сохранности вещей, и очень сильно бликуют витрины, так, что как получилось, так получилось. Я попробовала найти в сети эти вещи, кое-что продублирую, чтобы было лучше видно всю красоту.

Начинается экспозиция с костюма арапа высочайшего двора. Эта должность подразумевала служение у дверей. Арапы во время торжественных церемоний находились у дверей и при парадном шествии открывали и закрывали двери, так же, находясь там в течение всего дня. У них были и другие обязанности, в том числе, выполнять личные поручения. Нужно здесь обратить внимание, парадный костюм арапа, он очень яркий, содержит большое количество предметов, всего их там шестнадцать, и это самый дорогой комплект из всех комплектов придворных служителей. Стоил он свыше 500 р., в то время как, для сравнения, зарплата придворного арапа в течение года составляла 248 рублей. Этот блеск и экзотический оттенок, были призваны привлечь внимание, показать особенность, пышность нашего двора. 

Первый зал посвящен императорской чете Александра Третьего и Марии Федоровны.  

Вот этот портрет ниже позволяет оценить внешность императрицы. Портрет она заказывала сама в 1874 году, планируя его в качестве подарка супругу на Рождество 75- го года. Александр распорядился разместить портрет в своем кабинете в Аничковом дворце, и с той поры картина не покидала кабинета. Так император, можно сказать, постоянно находился с образом своей любимой супруги. Вообще, в этой паре присутствовала большая и теплая взаимная любовь. Стоит сказать, что, к примеру, у них одних из августейших персон, были одни покои на двоих. Обычно покои существуют в разделенном виде - императрица отдельно, император в другом крыле.  

Императрица вплоть до самых преклонных лет отличалась прекрасными физическими данными, хорошей фигурой, и даже после рождения шести детей имела талию 65 см. Занималась спортом, любила верховую езду, слыла страстной танцовщицей. Известно, что она легко крутила колесо, вообще, была жизнерадостной и деятельной. Далеко не маленьких своих деток катала на шлейфе платья, бегая по анфиладам дворца, развлекая их и себя заодно. При этом была очень большой модницей, любила наряжаться, делала это с большим азартом и вкусом, ну и положение ей позволяло, конечно, пользоваться услугами самых лучших портных своего времени. 

Мария Федоровна имела отличные отношения с королем моды той поры Чарльзом Фредериком Вортом. Он был первым кутюрье, который с 1865 года имел свое имя и марку в модельном бизнесе. Ему удалось создать не только индустрию моды, но и авторскую моду с ореолом легенды. Выше и ниже несколько образцов его работ для императрицы.

У этого модельера заказывали много туалетов, и исключения в работе он делал только для французской императрицы Евгении, позволяя той не являться на личные примерки. Все остальные дамы любого статуса должны были являться лично. И вот еще одна особа, которая делала заказы без личного присутствия, это наша Мария Федоровна.

Новинкой того времени были придуманные Вортом сменные лифы для одного платья. То есть, два лифа к одной юбке. Это было удобным, потому что позволяло носить один комплект, как платье для визитов - закрытое декольте, длинные рукава, так и вечернее платье с открытым верхом и рукавами 3/4, как на фото выше и ниже, это платья из одного комплекта. 

Турнюр (это такой специальный объем в юбке платья сзади) в моду вводит опять таки Ворт. Существует легенда, как вечером он сидел в своей мастерской, к нему пришла убираться девушка, собрала свою юбочку и заткнула за пояс, прежде, чем подметать и мыть. Тут Ворт присмотрелся и понял, что дополнительный объем сзади очень даже привлекателен, и нарисовал новый фасон, который считался писком моды.  

Мария Федоровна очень и очень любила цвета, яркие, насыщенные, она умела носить наряды, и ей это все шло. 

 Вот ниже черное платье. Это визитное платье. Кажется мрачным, но в жизни - совсем нет. Черный цвет подчеркивает изящество дамы и оттеняет блеск ее бриллиантов, и это не траурное платье, траур это не цвет, это ткань, как оказалось, я не знала, и об этом ниже.

Пример платья от Ворта в стиле Tapissier, так называемый "обивочный" стиль, потому как шили такие платья и костюмы из тяжелых тканей, использовавшихся при обивке мебели. Богато декорировали бахромой, кружевом, вышивкой. Для этого стиля характерны очень и очень зауженный лиф, пышная ассиметричная сборка на юбке и масса украшений.

 

Когда Мария Федоровна в 1894 теряет своего супруга, тогда ей приходится расстаться с любовью к ярким оттенкам. Дама в ее положении во вдовстве должна уже была носить более приглушенные цвета, черные, серые темно-бордовые, темно- фиолетовые.

Черное платье для выхода - вдовий наряд, 1900 год.

Вот в этой витрине представлена шинель, которую носил император, и можно приблизительно понять, как выглядела жена на фоне своего супруга. Он был высокий богатырь, она маленькая и изящная. 

Вообще, Александр Третий не любил одеваться, наряжаться, даже новую одежду он в принципе не жаловал.  Вот костюм для визитов в клеточку. Представить его в таких костюмах можно только за границей, дома он одевался исключительно в военные мундиры.

И отношение императора к одежде и нарядам этот костюм ярко иллюстрирует, потому что шитье это, не сказать, что среднего качества, это работа плохого качества. И ничего, ему было нормально и хорошо. Известно, что лакей перештопывал даже заплатки на одежде, то есть заплаты уже прохудятся, лакей новую сверху ставит.  Эта нелюбовь к одежде, одна из причин по которой до нас дошло очень немного комплектов императора. Но зато его супруга позволяла себе нарядиться за двоих) Генеральское пальто - вот стандартный вариант, в котором можно было увидеть Александра Третьего.

Следующая витрина - служители высочайшего двора. Тоже интересная тема. Служители представляли собой целое сословие в буквальном смысле, в 18 веке это была довольно закрытая каста. В служители попадали дети служителей, они росли в такой семье, учились, и, поступая на службу во дворец, приносили клятву в личной верности и преданности царствующей семье. И клятва эта достаточно объемная и достаточно содержательная. 

Вот форма камердинера императрицы. Это была ответственная должность, все делопроизводство августейшего лица, личные поручения выполнялись им. Покои камердинера располагались перед покоями императрицы, и попасть к ней без доклада, кроме членов семьи, было невозможно. То есть камердинер был, как член семьи. С ними делились печалями, тревогами и горестями, и советовались тоже с этими людьми, они дежурили неделю через неделю, их было немного два, три человека.

 Тут же комплект гардеробщика Марии Федоровны. Эти вещи имеют нашивки с именем того, кто их носил. Это ливрея гардеробщика императрицы, Яна Вецвагара. После революции он остался верен своей клятве, не покинул свою должность и остался при гардеробе. Тогда он сделал все, чтобы его сохранить. И это благодаря ему в том числе, мы видим сегодня такую обширную коллекцию. 

Ливреи охранников императрицы

К огромному гардеробу хорошо иметь много туфелек. Вот здесь снова можно понять, насколько яркие цвета любила императрица. 



Ящики под туфлями выдвигаются, там лежат шелковые чулки всевозможных цветов.

А здесь платья с балов-маскарадов, которые очень любила императрица, и терпеть не мог император. Однажды, чтобы заставить жену закончить танцы, он попросил музыкантов незаметно уходить по одному, Мария Федоровна тогда танцевала до последнего скрипача! (как это понятно и знакомо). В другой раз, устав томиться в ожидании конца празднества, Александр взял у дирижера палочку и начал дирижировать сам, естественно, тут вся музыка сразу же закончилась, а жена поняла намек и свернула, так сказать, знамена платьев. 

Это платье принадлежало признанной тогда красавице двора - княжне, Зинаиде Николаевне Юсуповой.

Вот и она сама, одежду украшает перевязь со знаменитой большой жемчужиной Перегрина.

Вот такое платье:

А это халат и тапочки императора для первой брачной ночи. Да, таков был устав, которому строго обязаны были следовать все монаршии особы - к жене после свадьбы император шел в таком вот облачении, причем, после эту сорочку уже не надевал. 

После смерти императора Александра, наследника, Николая, следовало срочно женить перед передачей престола. Таким образом, меньше, чем через месяц уже играли свадьбу Николая с Александрой Федоровной. И вот здесь представлено траурное платье вдовствующей императрицы Марии Федоровны со свадьбы. В честь торжества траур разрешалось свести к самому легкому варианту цвета -белому, но ткань была только траурная, это платье сшито из крепа. Признак траура - креп. И минимум украшений на платье. 

А это подвенечное платье Александры Федоровны, всем невестам полагалось шить платья только из серебряной ткани, из тяжелой парчи, обязательно украшено должно быть белым пухом птицы марабу -как символом невинности. Такое платье было очень громоздкое и тяжелое, учитывая, что помимо платья надевали накидку, плюс венчальная корона, невесты, скажем так, на свадьбе уже через пол часа где-то начинали испытывать настоящие муки. 

Картина свадьбы, с серебряным венчальным платьем.

Да, заметим, что у невесты шлейф намного короче, чем у вдовствующей, но все еще правящей, императрицы. 

Наконец, одежда придворных дам. Здесь все было очень строго и прописано в уставе, который писал сам император. Фрейлины, которые все были молодые незамужние девушки, носили исключительно платья красного цвета с открытым декольте с определенной вышивкой золотом. Причем, ни цвет ни вышивка всех прочих дам, присутствующих на торжестве, не должны были повторять цвета и вышивку придворных дам.

Статс-дамы, женщины уже в возрасте и часто корпулентные, имели пристегивающиеся в области декольте газовые такие манишки, чтобы им было комфортно, и газовые же, закрытые внутренние рукава. 

Зеленое платье - это статс-дама

Красное - фрейлина.

Платья, которые носили придворные дамы, имели фасон "русское платье" - это длинные рукава с прорезями, отдельный лиф с пуговицами и верхняя, расшитая юбка со шлейфом. 

И, конечно, шлейф придворного платья императрицы самый длинный. Здесь ее платье в середине. 

Из воспоминаний петербургского почт-директора:

"Утром вчера несколько дам было в новых костюмах; красавиц ещё более украшает, а дурным не к лицу. Описать не умею: род сарафана, на котором Русское платье с особенными рукавами, на голове кокошник с длинным вуалем или фатою, а у девушек повязки бархатныя, шелковыя, парчевыя или с другими украшениями, или просто... Давно не видел я двор столь блистательным, как вчера и утром, и вечером; уж подлинно двор Русского Царя!"

Завершает экспозицию большой портрет Марии Федоровны в парадном одеянии:

 

 

  • 5
    5

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    Как будто сам на выставке побывал. Спасибо за экскурсию!

  • plusha
    plusha 05.04 в 11:45

    Блеск просто. Я получила удовольствие.

  • littlekorjik
    Littlewine 05.04 в 12:11

    Спасибо! Надо сходить.

  • fivebaton
    Пять батонов 05.04 в 13:58

    Интересно. Удовольствия не получил

  • bitov8080
    prosto_chitatel 05.04 в 20:48
    Спасибо всем, друзья. С теплом в сердце