Alterlit
bitov8080 prosto_chitatel 02.05 в 00:10

Выставка "Золото. Металл богов и царь металлов"

Пойдемте сегодня смотреть на золото? Погода ужасная, ветер, холодина. Лето на носу. Возможно ведь, все лето такое и будет, чего бы, конечно, не хотелось.

В общем, когда ничего особо не греет (ну, за исключением тиражей, а если нет никаких тиражей?), стоит согреться самим. И вот один из культурных способов: сходить на выставку в Исторический музей. 

Главное здание открывается сводом, украшение которого - это уменьшенная в шесть раз копия свода из Собора Святой Софии в Константинополе, в центре изображен Орфей с арфой в руках. Дальше на фото так называемые, Парадные сени. Какое-то время изображения на потолке были забелены и открылись после реставрации. Как раз в ее ходе выяснилось, что овальные изображения князей и царей - это отдельные холсты, наклеенные на свод. К счастью, практически все они сохранились и мы видим подлинники.

В первом зале, куда мы идем, собраны памятники ювелирного искусства, которые рассказывают о православной традиции. 

Вот крупный, литой, серебряный с позолотой образок с изображением Архангела Михаила. Это 15-й век и невероятно тонкая работа для того времени. Отчетливо виден Михаил, лавровый венок у него на голове, он изображен в латах. Архангел Михаил это предводитель войск Господних, и такой образок мог принадлежать знатному воину. Дело в том, что далеко не про все предметы экспозиции достоверно известно - откуда они, кому принадлежали и как попали в коллекцию.  В 15-м веке ювелирное искусство не было сильно развито, но развивалось зодчество, изготавливались первые печати. И как раз печати могли послужить аналогом для создания такого большого литого образка. 

А вот другой образок, ниже на фото: на черном камне вырезан Николай Чудотворец, самый почитаемый, наверное, на Руси святой. Изделие с рубинами и золотом. Здесь красиво сочетаются цвета: рубин-красный, черный камень и золото. Датируется образок 16-м столетием, и вот интересно, что в 16-м веке не умели огранять камень. Здесь рубины настоящие, но они не огранены, то есть рубин там не переливается в изделии. 

Дальше вот эти круглые, похожие на монетки вещицы - это дробницы. Дробница происходит от слова "дробь", то есть это часть золотой пластины, овальной или прямоугольной формы, для украшения Евангелия, или митры, или головного убора. Здесь каждая дробница украшена изображением какого-то святого. Резьба на золоте очень плохо видна, но вот на самой большой из этих "монеток" по центру и на отдельном фото мы видим рисунок лучше. Это потому, что здесь сначала вырезают изображение (тут это 16-й век, изображение сцены "Похвала Богородице") и потом заливают его раствором. Это, так называемое,"чернение" золота. 

 

Самые большие дробницы хранятся в этом же зале, вот эти огромные два круга серебра с позолотой. На них видна чеканная надпись: "1673 год, боярин Иван Репнин делает вклад в Боровский монастырь в поминовение душ родителей своих". Если современный ювелир посмотрит на эти вещи, то, наверное, может сказать, что работа довольно грубая. Но для тех времен и размер и количество металла, они поражают. То есть человек делал вклад в церковь, используя золото. Золото ценилось, как нетленный металл.

Ниже одна из самых красивых вещей зала - роскошное Евангелие, оклад к нему в стиле "вычурное барокко". Это времена Екатерины Великой, 8 кг серебра, позолота, и как раз украшения в виде дробниц. Но если выше дробницы золотые, то здесь они эмалевые. Изначально мастер берет металлическую овальную пластину, покрывает ее слоем эмали, а затем наносит минеральную краску и обжигает в печи. У каждого цвета краски есть своя температура. То есть, нужно было так следить за изделием, чтобы оно не повредилось, не треснуло, чтобы дробница вышла целой, а краски вышли яркими. Здесь они чудесные. И известно имя мастера, что для предметов ювелирного или оружейного искусства большая редкость. 

Мастер - Алексей Постников. Он жил во время правления Екатерины, был очень талантливым, но умер молодым, ему было чуть больше 20ти лет. Правда, Алексей Постников оставил сыновей, которые продолжили дело отца. Ну и предполагается, что такой роскошный оклад, это вещь заказная, и заказала ее как раз сама Екатерина Великая.

Ниже мы видим великолепный крест с мелким речным жемчугом, драгоценными камнями и техникой, когда фигурка Христа из эмали сначала делается отдельно, объемной, а потом уже вставляется в изделие. Здесь на кресте написано: "Делается вклад во здравие внука Петра и сына Алексея", то есть здесь тоже делается вклад, но уже за здравие близких людей.

Дальше на фото изделие в виде собора с башенками. Называется оно - дарохранительница -  шкатулка для хранения святых даров, просфоры и вина. Это когда после службы у священника остались просфора и вино, он это не выбрасывал, вино переливал в небольшой сосуд, закладывал все в дарохранительницу и шел к людям больным, которые сами дойти до храма не могли. Здесь, если приглядеться, на резных столбиках на каждой из сторон изображены символы.  Стекло бликует, а так там видны: орел, лев, ангел с Евангелием и агнец. Все они символизируют четырех евангелистов, соответственно: Лука, Марк, Иоанн и Матвей, у них у каждого есть свой символ. 

 

В Костроме был центр по работе с серебром, где работали самые лучшие мастера, оттуда эта водосвятная чаша.

Вроде бы ничего особенного, без украшений, без драгоценных камней. Но в ней интересно то, как мастер смог создать такую идеальную форму. Это древнейшая техника, называется она техника литья "по утерянной модели". Сначала мастер работает с мягким воском и на воске вырезает необходимую форму. На воске он делает надписи, прорезает узоры, и только после этого готовая, красивая восковая форма заливается глиной, глина засыхает, делают отверстие и помещают глину с воском в печь. В печи воск плавится, глиняную форму вытаскивают, она остывает, и ее заливают металлом. Потом глину разбивают, остается изделие. Почему техника называется "по утерянной модели", это потому, что как только закладывают форму в печь, восковая форма сразу теряется, и больше два одинаковых изделия мастер сделать не сможет. Каждое изделие уникально. Так на Руси отливали колокола, пушки, так же делали украшения. 

Дальше икона Казанской Божьей Матери, корона иконы украшена рубинами и алмазами.

К иконе на Руси было очень трепетное отношение. Во-первых, писать икону мог, разумеется, не всякий художник, а только человек, который знал все церковные правила и получил от церкви разрешение, писались иконы по канонам, не из своей головы художник брал образ, а строго по указанным правилам. Интересно, что раньше материалы были другие, состав красок был другой, и спустя какое-то время лик иконы мог стереться. Рано или поздно, икону приходилось как-то утилизировать. Выбросить ее было нельзя. Тогда было принято либо закапывать в землю, либо пускать по воде. Нельзя было дарить икону просто так, ее дарили только на большие праздники, только людям близким. Часто иконой Казанской Божьей Матери благословляли невест. 

И вот перед нами два венчальных венца, это серебро с позолотой. На задней стенке венцов можно увидеть рукоятки. Когда идет служба, над головами жениха и невесты свидетели держат эти короны, и это, надо сказать, нелегкая задача, оба венца весят по два килограмма. Такая форма брачного венца появляется только с конца 17 века. Раньше их делали из дерева, это были деревянные обручи из бересты, из металла крестьяне не могли позволить себе венцы, это было слишком дорого. Вообще, форма обруча или брачного венца - это символ тернового венца Христа. То есть, изначально, это символ, который означает страдание. Страдание, которое претерпевают и муж и жена на пути к вечному счастью в браке. Определить принадлежность венцов можно по дробнице. Здесь изображение Божьей Матери - женская корона, изображение Христа -мужская. 

А вот это - корона и воротник для иконы в виде, когда украшение открывает лик святого, здесь огромное количество камней. Самый левый от нас в короне, это мелкие рубины и плоскогранный изумруд, следующий светло-розовый берилл, дальше по центру - плоскогранный сапфир, почти фиолетовый берилл и салатовый изумруд. Все обложено мелкими рубинами. Интересно, что все камни разного размера, разной формы, даже разной структуры, если приглядеться. И вот мастеру ювелиру нужно было так придумать и подобрать форму короны для каждого камня, чтобы вместе это составляло законченную, красивую композицию. На воротнике - большое количество мелкого речного жемчуга. Большие жемчужины тогда были большой редкостью и были очень дорогими, они здесь есть, но их мало в этой композиции. Пришиты жемчужинки техникой "живая игла" - это когда тончайшей нитью и тонкой иглой вручную каждая пришивается к ткани. 

У этой вещи есть история. Был такой боярин Хитрово, один из главных мастеров оружейной палаты Кремля, очень богатый человек, но у него не было наследников, некому было оставить свое богатство. Он состарился и вот, под конец жизни, у него родилась дочь. Через несколько недель она тяжело заболела и умерла, и он заказывает в один из храмов на поминовение её души смоленскую икону и к ней вот этот оклад. Такая работа создавалась долго, и после того, как все было закончено, прошло три дня, и боярин умер сам. Такая вот грустная история.

В общем, видим, что роль золота в православии огромна. Люди делают вклады в поминовение душ детей, родителей, за здравие своих родственников, в церковной службе используются предметы из золота, то есть золото ценится, как нетленный метал. 

Второй зал экспозиции представляет роль золота в других религиях, а третий - роль золота в государственности страны. Тут я понимаю, что рассказать вам все в одном блоге не представляется возможным, поэтому выберу сейчас какие-то отдельные интересные вещицы и истории к ним. 

Это панагия. Панагия переводится дословно, как "богато украшенная Богородица", что, собственно, мы здесь и видим. Это внутри полый медальон, выполнен мастерами Молдавии, тончайшая работа по кости, инкрустация бирюзой. Для чего использовались панагии. Священник брал с собой такой медальон в военный поход, где хранилась просфора для причащения солдат. 

Рядом уже восточные традиции. У мусульман золото - это женский металл. Основной металл у мусульман это серебро, а золото используется только для оформления каких-то деталей. Вот обложка для Корана, здесь запрещаются изображения людей и животных, поэтому на ней много растительного орнамента, ветви, цветы, листья, а цвет для украшения обычно зеленый и синий, бирюза, как самый сильный камень от сглаза, и по центру изумруды.

Идем дальше, и здесь уже роль золота в буддизме, самой древней религии.   

 

 В буддизме есть три волшебных металла, это золото, серебро и бронза, здесь каждая фигурка сделана из бронзы и сверху тонкий слой позолоты. Интересно, что Будда был принцем, очень богатым, обеспеченным человеком, он носил много украшений, ожерелья, браслеты, сережки. Потом он все это снял, и у него остались вытянутые мочки ушей. Вот он сидит слева, очень характерная особенность, по которой можно из всех фигурок сразу определить Будду. 

Рядом фигурка многоликого и многорукого божества, тоже интересная. Это Авалокитешвара, "Владыка, смотрящий с высоты" или "сострадательный взгляд". Буддисты считают, что было такое божество, ни мужчина ни женщина, которое однажды решило узнать, как живут люди, приняло образ мужчины и пошло ходить по земле. Он увидел, как живут люди, как они болеют, как бывают несчастны, как страдают, как разводятся-женятся и так далее. Он возвращается обратно в мир богов, но голова его раскалывается на 11 частей от, так сказать, увиденного из-за того,что он (или оно) настолько сострадает людям, что не может уместить все свое сострадание и доброту в одном образе. 

А вот это, ниже на фото интересные кресты из Швеции. Что кажется странным в этих вещах - привески, вот эти на подвесах круглые золотые детали. Считается, что когда мы носим украшение с привесами, оно при движении звенит и так отгоняет от хозяина нечистую силу, но это ведь еще языческая традиция. Здесь же, в этом украшении соединяются христианские и языческие традиции, очень большая редкость.

Рядом примечательный сосуд для миропомазания, для масла: три яблока с крышечкой, на крышечке фигурка пеликана. Вещь изготовлена в Амстердаме. Почему пеликан? Эта птица является символом страданий христовых. Есть такое предание, что если пеликан не может спасти своих птенцов, последнее, что он делает, разрывает себе клювом грудь и кормит собой своих детей, спасая детей и принося себя в жертву. Такой символ жертвенности. 

Кстати, его можно увидеть и в православии, у нас тоже есть предметы с изображением пеликанов. 

А это самая большая икона экспозиции, время правления Петра I, очень сложная, долгая, кропотливая работа, очень сильный, красивый образ. Оклад здесь 9 кг серебра, позолота, в центре вверху жемчужными бусинами выложен цветок, каждый лепесток которого заполняет камень. Это крупные сапфиры - кабашоны, кабашон такой способ выделки камня, когда тот приобретает гладкую, выпуклую поверхность без граней. Внизу на вороте святого выложены крупные изумруды-кабашоны, неограненые, и виден ярко-красный, почти черный камень. Это не рубин, а разновидность граната -альмандин, очень дорогой камень. 

Наконец, третий зал, немного про золото в государственности. Хотя, там, конечно, можно еще долго и интересно рассказывать, но я понимаю, что терпение читателя не бесконечно. 

Вот такая витрина с какой-то железной палкой, гирьками, колечком с грубым камнем и кусочком желтенькой фольги. Что тут представлено?)

Витрина рассказывает о том, как золото добывается, и о том, что золото на самом деле, это государственная ценность. Здесь на переднем плане лежит кусок серого камня, это фрагмент золотоносной руды. На свет там можно увидеть еле различимые тонехонькие желтые прожилки, которые тянутся прерывистым пунктиром по камню. Чтобы добыть один грамм золота, нужно обработать примерно тонну вот такой руды. Раньше когда-то у нас золото не добывали, нам его привозили из других стран, из Китая, из Чехии, и золото стоило больших денег. Сами мы научились обрабатывать золото в 1759 году, 18 век. Когда в Забайкалье нашли первый золотоносный рудник, Россия через несколько лет вышла на первое место по добыче золота. Сегодня мы занимаем 4е место в мире. 

Слева в витрине лежит словно невесомый кусок золотой фольги, это золотой самородок, довольно крупный, из такого кусочка можно сделать много золотых украшений, потому что золото мягкий металл. 

Так же вот самый большой драгоценный камень в музее - 15-ти каратный бриллиант в кольце. В витрине лежит рядом с серым куском руды. В этом камне 72 грани, это так называемая, королевская огранка, а вставлен он в серебро. Дело в том, что до 19 века модным было носить дорогие камни в металле белого цвета, это могло быть белое золото, серебро. Считалось, что так камень лучше раскрывает свои свойства, лучше переливается и блестит. 

Наконец, смотрим на стоящий наискосок в витрине металлический брусочек и три гирьки. Это подарок императору Николаю II в день его восшествия на престол. Это эталон меры длины - один аршин, 72 см , 2 килограмма чистой платины. И эталоны весов, гирьки по 1 фунту, 453 грамма каждый. Соответственно, золото, серебро и платина. Хорошо видно, что они разного размера, что, понятно, связано с физическими характеристиками металлов. Дарились эти вещи, как подарки-символы. Они призваны показать, что император своей властью - гарант стабильности. 

Но подарки дарились не только императорам, одаривали и они в свою очередь своих подданных. Вот прекрасная история и восхитительная, необыкновенная вещица: Петр Первый был очень талантлив, как известно, освоил массу профессий, и вот такую штучку выточить из дерева для него было делом привычным. Он берет брусочек орехового дерева, делает такую чарку. Внизу на ней надпись: "Сие рукоделие Императора Всероссийского, великого Петра Алексеевича". Вторая надпись там же, на дне, на французском. Она гласит, что Император Петр Первый наградил этой вещицей Матвея Гагарина. 

Матвей Гагарин - губернатор Москвы, после Полтавской битвы он устраивает обширные празднества в Москве, они длились несколько дней, хорошо были организованы, и Петр решил его наградить. Чаркой.

И вот, человек получает подарок, который своею рукой сделал Император. Вещь не просто памятная, вещь очень ценная и статусная. И, чтобы показать отношение к Петру, уважение к нему, Матвей за свои средства заказывает украшение. Позолоту с внутренней и с внешней стороны и 350 бриллиантов. Если заглянуть внутрь, там видна крупная рубиновая шпинель, оформленная как ягода, и символика, двуглавый орел и вензель Петра. Вещь великолепная, рассматривать можно часами. Там еще сделали специально отдельную витрину, которая медленно поворачивается, так, что все грани всех бриллиантов переливаются и сверкают в подсветке. 

Но что же приключилось позднее..Проходят годы, Петр Первый приказывает казнить Матвея Гагарина за казнокрадство. Приказ приводится в исполнение, и его тело по разным сведениям провисело на площади в Петербурге от трех месяцев до полугода в назидание остальным казнокрадам. Это выдержка из документальных свидетельств того времени. Хозяина казнили, но вещь, произведение искусства осталась.

Пора заканчивать, и хочется завершить свой рассказ на какой-то позитивной, радостной ноте. Поэтому взгляните на этот чудесный кувшин. Это два килограмма чистого, вообще беспримесного золота. Ручка выполнена в виде дракона, держащего широкую часть слива. Сделан прекрасный милый кувшинчик был в 3-4м веках в Сасанидском царстве, было такое государство на Среднем и Ближнем Востоке, образовавшееся на месте Парфянского царства. Вещь уникальная, вещь очень дорогая, даже для 3-4 веков такое количество золота считалось баснословным.

Я уже писала, что золото это мягкий материал. Как создать из мягкого золота твердый предмет? Техника такая: берутся две деревянные зеркальные формы на две половины кувшина и выливается туда золото. Сбоку хорошо виден шов, как потом сложили и соединили изделие. 

И обратите внимание, как он весь погнут, и в самом низу, если приглядеться, есть скол, трещина, повреждение. Повредили этот кувшин в начале 20-го века на территории Российской Империи лопатой, когда копали огород возле своего дома в Перми. 

Поэтому, друзья, спасибо, что походили со мной по залам золотой экспозиции, если будет возможность на праздниках, сходите сами. Там очень много еще интересного, чего я не рассказала. 

И конечно, в эти десять майских дней у нас всех есть возможность покопать огороды.

А даже если огородов нет, то хотя бы воткнуть в землю мангал с шашлыками, а там, глядишь, послышится чудесный двухкилограммовый беспримесный звук. 

Удачи всем на праздниках, берегите себя, увидимся в ИМХОЧЕ))

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться в системе. Зарегистрироваться
  • Комментарии отсутствуют